Как праздновали Рождество великие исследователи

полярники

Люди, идущие в неведомые страны, чтобы на бегунах, в гуще девственного леса, в пустыне, или на заоблачных вершинах найти объяснение сокровенных тайн и чудес нашей земли – все это люди с железными нервами и отчаянным сердцем. Душевные и телесные лишения, недостачи и разочарование, наконец, счастье поиска – мало их заботят. С их лица редко поймете, сердце их смеется или плачет. Но в Святой вечер, все равно, или они где-то среди суровых северных льдов месяцами ожидают среди полярной ночи первых лучиков весны, – или под палящим солнцем Африки – тогда их стальные лица проясняются в воспоминаниях о родине, о свете свечей на рождественской елке и шуме колядок, а тронутое сердце соединяется со всем миром, летит сквозь пространства – к близким людям.

24 июня 1898 года знаменитый исследовательский корабль «Фрам» под командой старого «полярного медведя» Оттона Свердупа выехал в нескольколетнюю исследовательскую экспедицию на север в страну вечного льда. В октябре вода вокруг него замерзла, солнце зашло на четыре месяца, а экипаж корабля сидел среди вечной зимы и трескучих морозов и занимался научными исследованиями.

Но пришло Рождество. Экипаж хорошо подготовил праздник. “Фрам” прибрал праздничный вид. Его хорошенько отдраили и украсили разноцветными лампочками и флажками. Экипаж собралась как на парад, каждый вымылся, как позволяли на это условия, надел белые манжеты, и вычистил, как только мог свою форму. Кроме этого каждый прицепил себе цветную ленту, платок или искусственный цветок. Очевидно, на кухне приготовлено тоже много всего, из того что было лучшим: порядочный завтрак с водкой, а на Святой ужин жаркое, кофе, ликер, торты и, наконец, к выбору вино или коньяк. Вот что повествует сам Свердруп:

“Когда принесли елку, царила минуту святая тишина. Елка, блестящая от серебра и золота, с красными и зелеными свечами, стоявшая тут, среди тьмы полярной ночи, казалась нам приветом с родины, приветом с неба. Она словно говорила нам, что есть еще жизнь, что мир не умер на века. Нам казалось, что мы находимся среди наших семей, можем взять за руку каждого, кто дорог нам. А через минуту мы громко закричали от удовольствия и наделали большего шума, чем наши четвероногие товарищи там, в снегу. То, что плакало в нашей груди, перешло в радость, особенно, когда появились рождественские подарки. Были это преимущественно игрушки, но эти взрослые люди были тогда детьми и радовались барабанчикам, трубкам, куклам, корабликами и шоколадным елками – как никогда видимо в жизни.

Рождественские феерии продолжались на “Фраме” до третьего дня очередного года (1899). После снова началась тяжелая работа …

ледокол

Шесть лет перед этим переживала Рождество в подобной окрестности еще одна экспедиция, но в ней не было так весело среди льдов. Американец Грель, подпоручик конницы, получил поручение основать на побережье Робесона исследовательскую метеорологическую станцию. Вместе с Грелем ушло 25 человек, военных и исследователей. К их постоянной квартире каждый год должна была подходить вспомогательная экспедиция, чтобы менять людей (а то сами понимаете, долго сидеть среди вечной мерзлоты не каждый выдержит) и подвозить провиант. Но первый пароход, который должен был довезти в 1882 г. продукты, не смог добраться до них через лед. Вспомогательный корабль с 1883 г. напоролся на ледяные скалы и разбился.

Все это обрекло судьбу экспедиции. Провизией, которой должно было хватить на год, питались два года, а на третий все были и вовсе на голодном пайке. Люди сидели в хижине, крышей которой была лодка, и ждали своей участи – отсеченные бесконечной далью ледяной пустыни, среди тьмы северного полюса, без малейшей надежды на спасение, по птичьему разделяя остатки пищи. Так застало их Рождество 1883 года. Можно представить себе, какая грусть и отчаяние сжимали их сердца в ту минуту, когда мысли неслись к родному краю, к дорогим людям. С отмороженными руками, ногами и носами лежали они в своих спальных мешках и жевали тюленьи кожи, чтобы успокоить жестокий голод. В глазах светилось отчаяние, а некоторые из них и вовсе сошли с ума. У них не было елочных свечечек, не было колядок, а последняя улыбка замерзала на лице. Из 26 человек выжило 19 – семь из них спасла новая вспомогательная экспедиция, практически в минуту смерти.

Автор: Анатоль К.