Античность и восток

античность

Средиземноморье — это та область, где с давних пор шло интенсивное развитие культуры, повлиявшее на весь ход истории Западной и Восточной Европы. Средиземноморье стало очагом древних культур. Так египетское государство возникло на рубеже IV и III тысячелетия до н. э., возникло оно на юге, на границе с Нубией, но уже при первых династиях его политический центр был перенесен на север, к дельте Нила. Новая «средиземноморская ориентация» молодого государства, конечно, не случайна. Египет играл важную роль в истории древнего мира, в Средиземноморской области.

Страны древнего Востока были органически хозяйственно связаны, их взаимоотношения компенсировали недостатки природных ресурсов для развития производительных сил. Это хорошо видно на примере обработки металла. Всем известно, что именно средиземноморский район и страны древнего Востока славятся высококачественной художественной бронзой. Но мало кто задумывался о том, что в этих странах отсутствует олово, необходимый приплав к меди для получения бронзы. Еще нет полной ясности, откуда шло олово в Египет, Переднюю Азию, Месопотамию, на Кавказ. Хорошо прослеживается «эстафетный путь» получения олова от хеттов в Ассирию, к хеттам оно шло от греков, а к тем — через Италию из Испании или же с Британских островов.

Древнейшие связи никак нельзя преуменьшать. Так, в Армении хорошо прослеживается влияние греческой, микенской культуры. В кургане XV в. до н. э. в Кировокане были обнаружены серебряные сосуды, имеющие характерные ручки в виде катушки между двумя пластинками и концентрические круги на дне. Эти редкие особенности металлических сосудов близки к знаменитым кубкам из Вафио, на которых изображена охота на диких быков.

Сравнительно недавно очень интересные погребения были раскопаны у города Акка, на границе Сирии и Палестины. В них оказались разнородные предметы: микенские, кипрские, египетские, сирийские, а также бронзовое оружие (вилы и кинжалы), аналогичные закавказским, известным по раскопкам курганов у села Лчашен, на берегу озера Севан.

Связи античного, греческого мира с Кавказом, таким образом, уходят в глубь веков, но особое развитие они получают в эллинистическую эпоху, после походов Александра Македонского, когда эллинская культура проникла далеко на восток до Средней Азии и когда восточная культура, в свою очередь, стала оказывать определенное влияние на эллинскую.

Прослеживаются далекие связи от Дуная до Северного Китая. В первой половине II тысячелетия до н. э. они шли по европейским степям, по территории распространения культур скифского типа, затем он переместился на юг, тогда так называемый «шелковый путь» шел через Иран. А еще позже он переместился на юг, и пути на восток шли уже через Индийский океан.

Мне хочется подчеркнуть, что связи эллинской культуры не были односторонними, и эллинистическая культура последних веков до н. э. была в сильной мере синкретичной, соединившей в себе достижения средиземноморской культуры и культуры Востока.

Концепция историка Б. Б. Пиотровского о связях между Востоком и Западом, существовавших с глубокой древности, нашла себе совершенно неожиданное дополнительное подтверждение в докладе армянского ученого Ф. Тер-Мартиросова, посвященном керамическим флягам.

Фляги эти находят по всему Востоку в огромном количестве, они были в ходу, начиная с века бронзы и вплоть до средневековья.

Назначение их до сих пор в точности установлено не было, однако многие ученые предполагали, что фляги использовали для перевозки воды. И в литературе даже принято определение — сосуды для перевозки воды, употреблявшиеся кочевниками. В иностранной литературе уже давно их принято называть «флягами пилигримов». Но Тер-Мартиросов усомнился в этом. Дело в том, что наиболее ранние известные нам фляги обнаружены в Месопотамии (Тель Асмар эпохи Саргонидов) и в Трое (последняя четверть III тысячелетия до новой эры). Наибольшее их распространение приходится на середину II тысячелетия до новой эры. В то время они были в ходу в Малой Азии, Сирии, на Кипре, Крите, Родосе, в Южной Италии, Палестине, Египте.

Но ни о каких кочевниках не может быть и речи на территории Египетского и Хетского государств и тем более на Кипре, Крите, Родосе или в Южной Италии. Да и в Грузии и Армении распространение фляг вряд ли можно связывать с кочевниками. Невозможно объяснить появление фляг и в Трое, и на Крите и Кипре — уж здесь-то недостатка в воде никогда не было.

С другой стороны, дисковидная форма фляг свидетельствовала о том, что они были хорошо приспособлены к транспортировке на большие расстояния. Тер-Мартиросов сделал очень важный вывод: фляги служили для длительных перевозок.

Недаром фляги находят как раз там, где проходили торговые магистрали древнего Востока, в том числе и путь олова, о котором говорил Б. Пиотровский. Хорошо известна торговля Кипра с Египетским и Хетским государствами, в частности медью. Вероятно, именно поэтому так много фляг на Кипре. А на связи с микенским миром и Египтом указывает их орнамент — концентрические круги и скарабеи.

Работа Тер-Мартиросова в самом начале. Но сделал он уже многое: проследил распространение фляг в разное время и разбил это время на три периода.

Первый период (XXII—XII века до новой эры) приходится на эпоху развитой бронзовой индустрии восточных государств, когда торговые пути шли далеко на запад, к источникам олова. Разумеется, эти же пути использовались и для торговли другими товарами.

В следующий период (V век до новой эры — II век новой эры) фляги находят на основной транспортной магистрали, проходившей по территории Переднего Востока и Средней Азии и соединявшей центры античного мира с Индией и Китаем.

В последний период, начиная с III века новой эры, фляги распространяются в евразийских степях к северу от Каспия. Из письменных источников узнаем, что как раз в это время торговые пути перемещаются на север, минуя сотрясаемый войнами и смутами Иран.

Автор: Г. Бельская.