7 чудес древнего мира
Чему только тщеславное человечество не пытается присвоить звание “восьмого чуда” света! Список восьмых чудес столь велик, что вряд ли даже самый заядлый поглощатель печатной продукции и телевизионных программ сумеет припомнить хотя бы десятую его часть. Но самое забавное состоит в другом – СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА тоже мало кто сможет назвать, а если и назовет, то это все-таки будет ему стоить некоторого (чаще немалого) интеллектуального напряжения. Причина проста: семи чудес света попросту не существует.
Чудеса, конечно же некогда были. По крайней мере, в III веке до нашей эры, когда они были «канонизированы». С тех пор много воды утекло, а с ней и чудес. Осталось лишь одно, которое назовет любой троечник, – египетские пирамиды.
Греки, описавшие и систематизировавшие чудеса древности, выбирали их не только по принципу искусства создателей, но и по грандиозности. Трудно представить себе в этом списке подкованную блоху, как и вообще что либо миниатюрное. Греки со своими богами были накоротке, но при этом несколько комплексовали перед могуществом небожителей, а потому отдавали предпочтение тем творениям человеческих рук, которые простирались вширь и ввысь, пытаясь приблизиться размерам Олимпа.
Так что не случайно под номером один в списке семи чудес значатся египетские пирамиды. Впрочем, есть еще один резон: это чудо – самое древнее. Самой большой пирамиде – пирамиде Хеопса – около 5 тысяч лет. До тех пор пока инженер Эйфель не соорудил свою башню в Париже (а это произошло только в 1889 году), пирамида Хеопса была самым высоким сооружением на Земле. По молодости эта пирамида имела рост 147 м, но к старости утопталась до высоты 137 м. Ее площадь не изменилась, и по-прежнему для того, чтобы осмотреть ее со всех сторон, нужно пройти по окружности километр.
Остальные чудеса известны нам только по трудам историков (главным образом, Древнегреческих) и более поздним изысканиям археологов.
Под номером два в сказаниях греческих авторов выступают Сады Семирамиды, находившиеся в столице ассирийского царства Вавилоне. Правда, как обнаружилось позднее, греческие историки были те еще научные авторы – создавали свои сочинения не только на основе исторических фактов, но руководствовались и россказнями. Так, выяснилось, что сады были созданы вовсе не во время правления Семирамиды, а гораздо позднее, когда страной правил царь Навуходоносор. Тот самый библейский злодей, разрушивший Иудейское царство. Утверждать, что создание их спонсировала Семирамида (умершая лет за триста до рождения Навуходоносора), все равно что приписывать написание «Лолиты» Симеону Полоцкому.
Навуходоносор, хоть и был известным злодеем, очень любил свою жену, мидийскую царевну. И чтобы уменьшить ее тоску по зеленым лесам родины, подарил ей целый оазис. Сады располагались на широкой четырехъярусной башне, ярусы соединялись широкими лестницами из белого и розового камня, поддерживаемыми колоннами. Сады прожили несколько столетий, а потом сильное наводнение размыло стены дворца, рухнули своды и колонны башни. За две тысячи лет от садов не осталось даже развалин.
Третье чудо света – храм Артемиды Эфесской – многие помнят и сейчас. И не потому что знают что-то об этом храме: мало кто скажет, где, когда и зачем он был построен. Вспоминается он чаще всего в связи с именем Герострата, сжегшего знаменитый храм, чтобы вписать свое имя в историю. Как ни прискорбно, вопреки стараниям греческих правителей, запретивших своим историкам всякое упоминание поджигателя, имя этого варвара в историю вошло (возможно, уже у древних греков были свои бульварные издания?).
По преданию, строительство храма Артемиды длилось, 120 лет. А простоял он всего около 100 лет, до того момента, как в 450 году до н.э. Геростратом овладела безумная идея. В IV веке до н.э. храм с некоторыми изменениями был восстановлен, но спустя семь веков вторгшиеся в Эфес готы разграбили святилище Артемиды. Позднее внесли свою лепту и христиане, использовавшие мрамор храма для своих построек. Но самые страшные разрушения причинила святилищу болотистая почва, на которой его построили, чтобы уберечь храм от последствий землетрясений.
Еще одно чудо света – статуя Зевса Олимпийского, была создана знаменитым древнегреческим скульптором Фидием в середине V века до н.э. для одноименного храма. Огромная статуя сидящего на троне Зевса (не меньше 17 метров в высоту) была сделана из слоновой кости, а одежда и венец небожителя – из золота. Черный мрамор пола храма должен был умерять блеск золота. Согласно легенде, когда закончивший свою работу Фидий вошел ночью в храм и спросил: «Доволен ли ты, Зевс?», – раздался гром, и мраморный пол треснул. Это Зевс ответил: «Да».
Статуя Зевса погибла в V веке во время пожара в Константинополе, куда она была перевезена по приказанию византийского императора Феодосия II.
Пятое чудо света – Геликарнасский мавзолей – создавалось дольше, чем любая пирамида. Умерший в 353 году до н.э. царь Мавсол еще при жизни начал строить в столице своего царства (ныне это турецкий город Бодрум) мавзолей для своего погребения. После его смерти строительством храма руководила царица Артемисия. Затем храм строил их сын, а закончены работы были только при внуке Мавсола и Артемисии. Все это время в строительстве были заняты лучшие греческие архитекторы и скульпторы.
Великолепный мавзолей еще задолго до окончания строительства был причислен к чудесам света, и даже войска Александра Македонского, впоследствии захватившие и разграбившие Геликарнас, мавзолей не тронули. Он простоял вплоть до XV века, не разрушенный ни многочисленными землетрясениями, ни пожарами. Уничтожили его крестоносцы, построившие из фрагментов мавзолея крепость святого Петра. В крепостные стены вместо камней вмуровывались целые статуи и плиты с великолепными рельефами. Потом крестоносцев из Геликарнаса выгнали турки и из замка святого Петра сделали крепость Бодрум.
В XIX веке путешественники, более образованные, чем рыцари-крестоносцы и средневековые турки, обратили внимание на то, что в стены средневекового Бодрума вделаны плиты с античными рельефами, изображающими битву греков с амазонками. Английский посол засуетился, добился разрешения выломать плиты и отправил их в Британский музей. Увидев рельефы, один из хранителей музея по имени Ньютон поехал в Бодрум и, пока делегация в течение девяти месяцев дожидалась от турецких властей разрешения на изъятие из крепостных стен прочих античных деталей, нашел место, где находился сам мавзолей. Из бесчисленных мраморных обломков, обнаруженных там, удалось собрать двухметровые статуи Мавсола и Артемисии и фрагменты других скульптур, украшавших мавзолей.
Шестое чудо – Колосс Родосский – строился всего 12 лет. Согласно легенде, боги подняли греческий остров Родос со дна моря по просьбе бога Солнца Гелиоса. Поэтому Гелиос считался покровителем города и его статуи украшали родосские храмы. Выигравшему сражение с сорокатысячным войском острову Родосу досталась в наследство от бежавших врагов куча металлолома в виде девятиэтажной осадной машины галеполиды. Железо решено было продать, а на вырученные деньги построить Гелиосу колосс (так древние греки называли статуи, высота которых намного превышала человеческий рост).
Огромный бронзовый колосс получился высотой около 40 метров. Голова стоящего на мраморном постаменте бога, казалось, достигала небес. Со всего греческого мира на Родос устремлялись путешественники, чтобы подивиться на очередное чудо света. Но родосцы радовались недолго – колосс простоял всего 56 лет. В 222 году до н.э. во время сильного землетрясения статуя Гелиоса обрушилась. И хотя жители острова не единожды предпринимали попытки восстановить чудо, все они оканчивались крахом. Но даже поверженный колосс изумлял приезжих: лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Обломки колосса пролежали на греческой земле до 977 года н.э., когда их продали какому-то купцу, который погрузил останки на 900 верблюдов и увез в неизвестном направлении.
Седьмое (и последнее!) чудо света было построено недалеко от Александрии, на острове Фарос, в 280 году до н.э. Это была трехэтажная башня маяка высотой 120 метров. По архитектуре маяк чем-то напоминал проект печально известного московского Дворца Советов, только на его верхушке вместо статуи Ленина располагалась фигура бога морей Посейдона. Под Посейдоном находился фонарь, снабженный целой системой металлических зеркал. Маяк служил и крепостью, потому что в его помещениях мог разместиться большой гарнизон, а система зеркал позволяла вести наблюдение за морем и обнаруживать вражеские корабли задолго до того, как они появлялись вблизи города.
Об украшавших маяк бронзовых статуях рассказывали чудеса. Одна всегда указывала на солнце на всем пути его движения и опускала руку, когда солнце заходило. Другая отбивала каждый час. Третья указывала на море, когда появлялся вражеский флот, и даже издавала крик, если он оказывался близко. Может, так оно и было. Нам не остается ничего иного, как оставить это на совести все тех же древнегреческих историков: в XIV веке маяк рухнул во время землетрясения. А потом его обломки, как и водится, были использованы для строительства крепости. Теперь здесь египетский форт.
Вот такие грустные истории. Почти все, что греки включили в свою «книгу рекордов», давно исчезло с лица земли. Ведь что интересно: сохранилось только самое древнее, самое первое чудо. Может, и надо было этим закончить? И пили бы мы сейчас кампари с апельсиновым соком в Садах Семирамиды (Навуходоносора, извините). Предупреждали же древние греки о роке.
Раз сохранилось только первое «чудо», значит, все, что получает порядковый номер больше единицы, – обречено. Зачем же мы все носимся с номером 8?
Автор: Виктор Герасимов, Мария Повалищева.