Атлантида – исчезнувший материк. Часть четвертая.

Атлантида

Другой россиянин, геолог Карножицкий, разделял мнение Норова относительно того, что Атлантида когда-то возвышалась в восточной части Средиземного моря. Он не был согласен лишь с одним. Почему Норов подразумевал под столпами Геракла Босфор? Ведь куда естественнее предположить, что Платон, говоря о столпах Геракла, имел в виду главное западное устье Нила. Жрецы города Саиса скорее всего знали именно о тех столпах Геракла, которыми именовалось западное устье Нила. Вряд ли они когда-либо покидали свой город. К тому же Саис находился недалеко и от города Гераклеи, основанного, по преданию, будто бы самим Гераклом.

Продолжая развивать мысль А. С. Норова, Карножицкий стал искать новых подтверждений ее правильности. Ему удалось собрать свидетельства того, что действительно в восточной части Средиземного моря когда-то был крупный остров, а может быть, целый архипелаг островов, который впоследствии опустился на дно.

Изучение геологами берегов восточной части Средиземного моря дало очень любопытные результаты. Оказалось, в частности, что пласты, состоявшие из пресноводных отложений, все или горизонтальны, или имеют слабый наклон в сторону открытого моря. Это было замечено на берегах Малой Азии, на островах Родосе и Крите. Возникал вопрос: где же в таком случае кончались эти пласты? Очевидно, они имели продолжение уже под водой, на дне моря. Но так как эти отложения были образованы пресноводными озерами, когда-то существовавшими здесь, то невольно напрашивался вывод, что там, где теперь море, некогда была суша. Удалось также установить, когда это было, — в конце третичного периода, в так называемую плиоценовую эпоху.

Средиземное море выглядело в то время совсем не так, как сейчас. Вместо обширных водных пространств в его восточной части находился узкий рукав; Эгейского моря не было, не было и соединения Средиземного моря с Черным. Островов Сицилии и Мальты тоже не было — на их месте простирался сплошной африканский берег, выступающий далеко к северу.

С тех пор прошло много лет, может, миллион, а скорее всего больше. Несколько оледенений сменило друг друга за это время. Наступила межледниковая эпоха, предшествовавшая последнему оледенению. В эту эпоху появился на Земле человек. В это же время на Земле произошли крупные геологические изменения. Земная кора подверглась колебаниям. В одних местах суша поднялась, в других опустилась. Как раз в это-то время и опустилась восточная часть Средиземного моря, бывшая ранее сушей. Сицилия и Мальта отделились от Африки и превратились в острова. Образовалось Эгейское море, которое через Мраморное море вступило в соединение с Черным. Совсем рядом с интересующим нас районом возникли провалы земной коры, которые заполнились водой. Это были Красное и Мертвое моря, а также цепь крупных африканских озер.

Геологи, которые исследовали острова Греческого архипелага, а также южную оконечность Балканского полуострова, обнаружили в ряде мест трещины, по которым происходили опускания суши. Однако Карножицкий этим не довольствовался и решил искать дополнительных доказательств у… птиц!

Кто не знает, что с приближением зимних холодов европейские пернатые покидают свои края и отправляются в долгий и далеко не безопасный путь в южные страны, туда, где греет солнце. В своем перелете в жаркие края птицы не могли не пересекать пространства Средиземного моря. Легко сказать — перелететь через Средиземное море, если негде опуститься и передохнуть. Тут недолго и погибнуть. Однако большинство птиц благополучно совершало путешествие. Было при этом замечено, что перелеты происходят не беспорядочно в любом пункте Средиземного моря, а только в трех совершенно определенных: через Гибралтарский пролив, через Сицилию и Мальту и, наконец, через острова Крит и Кипр. И Карножицкий рассматривает это явление как наследие давно минувших времен, когда острова Крит и Кипр были куда больше, чем теперь, заполняя собой, по-видимому, почти всю восточную часть Средиземного моря.

Но и это еще не все. А чем, спрашивает Карножицкий, объяснить, что на Крите были найдены ископаемые остатки гиппопотамов? Притом на изрядной высоте. Остров Крит в нынешних его размерах никак не мог иметь ни больших пресноводных озер, ни крупных рек, которые необходимы для существования этих животных.

Стало быть, заключает Карножицкий, действительно не так давно в восточной части Средиземного моря находился остров немалых размеров. Впоследствии он опустился под поверхность моря, исчез навсегда, не оставив по себе никаких следов. Как давно произошло его исчезновение? Десять, пятьдесят или сто тысяч лет назад? Кто знает! В рассказе Платона называется первая цифра. И, по мнению Карножицкого, нет никаких оснований ставить ее под сомнение. Ведь восточная часть Средиземного моря и в прошлом и теперь подвержена частым землетрясениям и сильным вулканическим извержениям. Могло повториться то, что произошло, скажем, в устье Инда, — опускание суши под уровень моря. Затем оно продолжалось, но уже не так интенсивно, а постепенно, в результате вековых колебаний земной коры. Он подсчитал, что если в среднем за столетие опускание происходило на один метр, то за десять тысяч лет оно составило бы довольно внушительную цифру в сто метров.

Таков ход рассуждений Карножицкого. Он нисколько не сомневался в том, что Атлантида существовала, как и могучее племя атлантов, и что было это, как свидетельствует Платон, около десяти тысяч лет назад.

Покойный президент Географического общества академик Л. С. Берг склонен был разделять мнение Норова и Карножицкого. При этом он считал, что рассуждения Норова более убедительны. По предположениям Берга, Атлантида должна была находиться в Эгейском море к югу от Крита. Вполне возможно, писал он, что Атлантида Платона соответствовала древнему материку Эгеиде, осколки которого сохранились в виде отдельных островов Эгейского моря — Крита и многих других.

Единственным, но достаточно серьезным возражением Карножицкому и Норову может послужить только одно. От момента появления человека на Земле, когда и происходили описанные геологические изменения в районе Средиземного моря, нас отделяет не десять тысяч лет, а неизмеримо больший промежуток времени. А в столь отдаленные времена никак не могло существовать племя с высокой культурой, о котором так выразительно повествует Платон.

Если бы не это соображение, мы с удовольствием вслед за Карножицким выразили бы надежду, что когда-нибудь удастся совершить путешествие на дно Средиземного моря для поисков затонувшей Атлантиды; и не только совершить путешествие, но и произвести археологические раскопки на дне моря и найти то, что было погребено тысячи и тысячи лет назад под толщами наносов реки Нила. Тогда загадка Атлантиды, возможно, была бы окончательно решена.

ИСЧЕЗЛА ЛИ АТЛАНТИДА?

Впрочем быть может, в этом и нет никакой необходимости? Ведь можно также допустить, что Атлантида не затонула, а по сей день благополучно возвышается над морем. На такую мысль невольно наталкивают успехи археологии. Подобно тому, как Шлиман обнаружил следы Трои, другие археологи в результате многолетних раскопок на острове Крите сумели воссоздать его историю, открыли науке богатства его древней культуры. И что самое любопытное, некоторые из них обратили внимание на очень большое сходство между Платоновой Атлантидой и Критом в период его расцвета, когда он сделался мировой державой, что было приблизительно 3—3,5 тысячи лет назад. Описание города на Атлантиде, его дворцов, храмов, водопровода, каналов, многочисленных верфей и гаваней на побережье — все это у Платона удивительно напоминало картину Кносса — резиденции царя Миноса, которую удалось восстановить ученым-археологам на Крите.

Почему не предположить, что Крит и Атлантида Платона — одно и то же? Почему не предположить, что Атлантида, она же Крит, только частично скрылась под водой в результате землетрясений, а не полностью, как говорил Платон? Землетрясения на Крите, несомненно, были, об этом свидетельствуют совершенно неопровержимые данные, добытые исследователями. Последствия этих землетрясений были гибельны для многих городов Крита, которые уже больше не восстали из руин. Почему не предположить, что именно эти землетрясения и имел в виду Платон, описывая гибель Атлантиды?

Быть может, как раз в этом-то и кроется разгадка тайны Атлантиды, и следы ее древней культуры уже нет нужды искать на дне Средиземного моря, к чему призывал Карножицкий, так как эти следы обнаружены археологами на Крите! Но все это пока что только предположения. А сегодня еще никто не может сказать с полной определенностью, существовала Атлантида или нет. Будем надеяться, новые достижения науки помогут, наконец, решить загадку, которая волнует человеческие умы уже тысячи лет.

Автор: С. Узин.