В древний Вавилон
25 веков не сходят с уст людей слова «Вавилон», «вавилонский плен», «вавилонское столпотворение», «вавилонская блудница», «пир Валтасара»… Откуда столько подробностей узнали о Вавилоне, ведь уже к началу нашей эры от него остались лишь руины, из которых в средние века арабы добывали кирпич для строительства Багдада? Те, кто исповедовал христианство, почти два тысячелетия черпали сведения о нем из Библии. Но библейские тексты не давали и мысли о том, чтобы вавилоняне, эти изнеженные, порочные люди, бич древнего Израиля, могли быть высококультурным народом и даже учителями греков и римлян. Научное изучение истории Вавилона началось с открытия таинственной клинописи на беломраморной скале Бахистун, в 35 километрах от современного иранского города Керманшаха. (Сейчас об этом вам расскажет любой репетитор по истории).
Ее повелел высечь персидский царь Дарий I. Многие века ее смысл был скрыт от людей, пока английский исследователь Роулинсон не расшифровал ее: «…Ты, который в будущие дни увидишь эту надпись, которую я приказал выбить в этой скале, или эти изображения, не разрушай их. Но оберегай, пока можешь!» (И в те времена, видимо, не все бережно относились к памятникам культуры — вот Дарию и пришлось прибегнуть к угрозам божьей карой). Затем последовал упорный труд нескольких поколений и люди снова научились читать клинопись. Тогда состоящая из глиняных табличек библиотека ассирийского царя Ашшур-банипала и рассказала о Вавилоне. Этих табличек сейчас известно более полумиллиона. Они содержат литературные, религиозные, научные тексты, деловые документы, судебные протоколы и решения.
Вавилоняне сами заговорили о своей жизни, со всеми ее радостями, печалями, заботами, успехами, неудачами, замыслами и решениями. Это была богатая событиями, духовными поисками, хорошо отрегулированная жизнь. Еще раньше некоторые сведения о ней дали греко-римские писатели — Геродот, Ксенофонт, Страбон… Их рассказы восходят к тем людям, которые своими глазами видели Вавилон и общались с вавилонянами.
«Самый благоразумный обычай… по моему мнению, у них вот какой. Раз в году в каждом селении обычно делали так: созывали всех девушек, достигших брачного возраста, и собирали в одном месте. Их обступали толпы юношей, а глашатай заставлял каждую девушку поодиночке вставать, и начиналась продажа невест. Сначала выставляли на продажу самую красивую девушку из всех. Затем, когда ее продавали за большие деньги, глашатай вызывал следующую после нее по красоте (девушки же продавались в замужество). Очень богатые вавилонские женихи наперебой старались набавлять цену и покупали наиболее красивых девушек. Женихи же из простонародья, которые вовсе не ценили красоту, брали некрасивых, и в придачу деньги… Если же кто не сходился со своей девушкой, то по закону требовалось возвращать деньги».
Вот еще какой обычай, касающийся женщин, существовал в Вавилоне, Геродот называет его самым позорным. Каждая жительница этого города однажды в жизни должна прийти в святилище богини любви Миллиты (у Геродота она — Афродита), чтобы за плату отдаться чужестранцу. Эти деньги считаются священными, и как бы они ни были малы, женщина не имеет права от них отказываться. В ожидании чужестранца, готового заплатить за любовь, женщины, повязав вокруг головы веревочный жгут, сидят на отведенном для них участке святилища. Между ними ходят чужестранцы и выбирают женщину. Нельзя возвратиться домой, пока кто-то не бросит ей в подол деньги в знак того, что хочет соединиться с нею. Иные быстро выполняют этот обет, а есть такие, что ждут своего часа и два, и три года…
Клинописью на базальтовом столбе, открытом в 1902 году в Сузах, были записаны и знаменитые законы вавилонского царя Хаммурапи, регламентировавшие жизнь вавилонян. Многое заботило царя, не последнее место занимали в его кодексе нравственные проблемы. Видимо, лучшим средством воспитания он считал суровые наказания. «Если продавщица вина взамен хлеба получает в качестве платы серебро или же обсчитывает потребителя, то она подлежит наказанию: ее следует бросить в воду… Если виноторговец разрешает в своем помещении скандалить пьяным и не отводит их в помещение охранителей порядка (древнюю полицию), то он несет наказание и подлежит смертной казни». Ибо более виноват тот, кто попустительствует пьяным безобразиям, чем сам пьяный. Разумно.
По «кодексу Хаммурапи» можно судить об уровне вавилонской медицины. Похоже, что лечебное дело там было на хорошем уровне. В самом деле, о чем говорят такие, например, статьи: «Если врач сделал гражданину операцию бронзовым ланцетом и вылечил гражданина или снял бронзовым ланцетом бельмо у гражданина и вылечил глаз гражданина, то он может взять в качестве гонорара 10 сиклей (84,16 г. серебра)… Если врач сделал бронзовым ланцетом операцию гражданину и причинил гражданину смерть или, снимая бронзовым ланцетом бельмо у гражданина, повредил глаз гражданина, то ему следует отрубить кисть руки…» Эти законы действовали свыше тысячи лет, и врачи не перевелись, — значит, они имели высокую квалификацию.
Правда, причиной некоторых болезней, плохо поддающихся лечению, считались злые духи. Тогда обращались к богам. Но боги богами, а врачи действовали активно — в ходу было множество лекарственных трав, известны были и диеты, применялись бинты, шины, линзы для слабого зрения, массаж, гимнастика, мази… На Древнем Востоке вавилонские врачи пользовались большой популярностью. Они ездили в другие страны. И в поездках их всегда сопровождал символ бога медицины Нингишзидда — жезл, вокруг которого обвилась змея.
Многие годы ведутся раскопки Вавилона, самые дорогостоящие и грандиозные в истории археологии. Они начались в конце 19-го века, и сразу к руинам потянулись толпы людей. Поток не иссякает и по сей день. Идут люди разного цвета кожи, разных вероисповеданий, все хотят своими глазами увидеть Вавилон, то, что удалось откопать: остатки Вавилонской башни, храма Эсагилы, Висячих садов, моста через Евфрат, домов и улиц. Хотят убедиться, что он был. Поклониться прошлому человечества.
Каждый хотел бы своими глазами увидеть место, где царица Семирамида держала леопардов, чтобы они украшали ее сады (ее сын предпочитал львов). Где придуманы названия дней недели — согласно семи астральным богам, которым поклонялись древние вавилоняне и ассирийцы. Где впервые были названы знаки зодиака и применены солнечные часы. Где, оказывается, 3400 лет назад звучала семизвуковая музыкальная гамма и сочинялись любовные романсы. Где родилось знаменитое изречение «Мене, мене, текел, упарсин», звучащее и сегодня предостережением тем, кто хочет разрушить цивилизацию.
Авторы: К. П. Матвеев, А. А. Сазонов.