Соль, Франция и история

Франш-Конте

В сельской глубинке Франции среди широкой равнины в объятиях горных контрфорсов возвышается большой массив каменных зданий, расположенных полукругом за высокими стенами. Их высокие глиняные крыши, неоклассические пилоны, порталы и фронтоны ощутимо контрастируют с домами в окрестных селениях. Монументальность этих зданий кажется нереальной и неуместной для этих мест. Кто их построил и зачем? Чего они стоят в степи? Когда узнаешь, что в них содержится некий Центр размышлений о будущем, загадка не исчезает, пока не узнаешь, что они сами – часть футурологических упражнений архитектора XVIII века, незадолго до Французской революции частично воплотившего в этих зданиях свою архитектурную концепцию современного индустриального общества.

Упомянутые здания – это бывшая королевская солеварня в Арк-э-Сенан неподалеку Безансона в районе Франш-Конте. За прекрасную оправу ей служат леса Шо на западе и горные плато Юры, простирающиеся на восток вплоть до Швейцарии. Соль – это продукт первой необходимости, особенно большой до изобретения холодильника, ведь соль тогда была очень нужной для сохранения скоропортящихся продуктов питания. “Человек может обойтись без золота, но без соли не обойдется”, – писал Юлий Цезарь об этом драгоценном веществе, которое в эпоху средневековья называли “белым золотом”. В королевской Франции соль была одним из главных источников поступлений в казну монархии, владевшей монопольным правом на торговлю солью. Соляной налог, так называемый габель, собирался посредниками, генеральными фермерами, которые за эту привилегию ежегодно платили королю сколько там денег. Крайне непопулярный соляной налог габель стал символом злоупотреблений со стороны королевского абсолютизма.

Соль добывалась в Юре еще со времен железного века. Город Сален, расположенный в долине в 20 км от Арк-э-Сенан, в эпоху средневековья процветал благодаря рапе, соленой воде, которая вытекала из-под его фундамента. На протяжении веков соль добывали здесь с этой рапы, что испарялась в огромных чанах, подогретых дровами из окружающих подгорных лесов (вот почему слово “юра” стало символом дерева и леса). Однако во второй половине XVIII в. солеварение в Саленси претерпело кризис – концентрация соли в рапе уменьшилась, для обеспечения солеварни топливом надо было добывать все больше дров в уже поредевших окрестных лесах. В 1771 году решено построить новую солеварню, проект которой король Людовик XV поручил разработать 38-летнему архитектору и декоратору Клоду-Николя Леду. В Париже Леду прославился качественным строительством частных усыпальниц для высшего света, этим он занимался до самой революции. Он написал статью об архитектуре в “Энциклопедии” Дидро и Даламбера, построил “Павильон лувесинцев” для королевской фаворитки мадам Дю Барри, и по ее просьбе в 1771 году король назначил его генеральным инспектором солеварен Франш-Конте. Благодаря этой должности он вскоре получил заказ, который радовал амбиции архитектора эпохи Просвещения, а именно – создать целый индустриальный ансамбль.

Леду посетил и изучил этот край, а в 1773 году нашел и местность для новой солеварни – на поляне большого королевского леса в Шо, между двух сел, которые позже слились, Арк и Сенан. Близость леса означала почти неисчерпаемый запас древесины. Соленая вода поступала с Саленса по подземному 20-километровому трубопроводу из выдолбленных стволов деревьев. По нему ежедневно по маршруту, обозначенному контрольными пунктами, для которых пришлось срубить 15000 сосен, протекало 135000 литров рапы. Леду был в восторге от этого города, “расположенного между двумя речушками, вблизи леса площадью 40 000 Арпан (полдесятины. Прим. переводчика), среди континента, соединенного со Средиземным морем каналом Доль, а с Северным – Рейном и портом Антверпеном”.

На чертежах Леду, позже одобренных королем, здания соляного завода разворачивались вокруг центрального двора полукольцами, чья чистота поражает до сих пор. В центре диаметральной оси стоит дом директора, вдоль него – мастерские для испарения соли. Чтобы дымоходы не портили гармонии ансамбля, дым из мастерских выходил через отверстия в потолке. Дома, расходились полукольцами, были предназначены для проживания работников и ремесленников (бондарей, кузнецов, плотников и т.д.) и их семей, в общем где-то из 200 душ. Была здесь даже тюрьма, поскольку директор королевской солеварни XVIII века имел абсолютную власть. Ни один из работников Арк-э-Сенан не мог уйти незамеченным из дома или с работы – из дома директора было все видно. Пространство между полукольцами использовалось для составления силы дров, необходимых для испарения 100000 тонн нефти в течение года.

Франш-Конте

Строительные работы начались в 1775 году, а уже через 4 года завод выпустил первые глыбы соли. Однако вскоре оказалось, что производительность завода недостаточна – вместо ожидаемых 60 000 центнеров соли в год здесь производилось не более 45 000 центнеров. На это было много причин: рапа, поступающая с Саленса, содержала все меньше соли, значительная часть ее вытекала дорогой через трещины и неисправность сообщения подземного трубопровода. Леду предсказал удивительную деревянную постройку длиной 500 метров, или “градирню”, где можно было повысить содержание соли в рапе, дав ей испаряться естественным образом, что позволило бы сэкономить топливо, однако климат Юры отнюдь не способствовал этому процессу.

В 1806 году солеварня была продана частной компании, которая эксплуатировала ее к концу столетия. Постепенно деревянный трубопровод был заменен чугунными трубами, а уголь пришел на смену дровам. Однако упадок солеварни продолжался до 1895 года, когда она была закрыта. В 1930 году ее дом приобрела местная власть, после реставрации французское правительство занесло солеварню в реестр исторических памятников. В 1972 году в обновленных помещениях разместился “Международный центр размышлений о будущем” Фонда Клода-Николя Леду. В 1982 году она внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Франш-Конте

Работа над созданием королевской мануфактуры стала для Леду увлечением всей жизни. Во время революции, когда его бросили в тюрьму, и он чудом спасся от гильотины, архитектор мечтал об идеальном городе и чертил планы. Этот город под названием Шо вырос вокруг построенной в Франш-Конте солеварни на несколько лет раньше.

Используя куб, цилиндр, пирамиду и шар, геометрические фигуры, к которым он имел особую тягу, Леду взялся создать архитектуру, которая отвечала бы потребностям нового, бесклассового общества. Он изложил свои мысли в интересной работе “Архитектура с точки зрения связей между искусством, обычаями и законностью”, написанной во время революции. В предисловии есть такие слова: “Народ! Сообществом, такой уважаемый, учитывая важность каждого индивида – твоей составляющей! Ты не забывай созданий искусства. На должном расстоянии от городов в твою честь вырастут монументы, которые превзойдут дворцы мировых чиновников”.

Франш-Конте

Леду стремился к тому, чтобы каждое здание в Шо было “обозначено функцией, для которой оно создано”. Дома ремесленников должны были быть в символических формах, напоминающих о профессии жителей: формы обруча – для бондарей, кучи дров – для лесоруба. Леду мечтал о “красноречивой” архитектуре типа предметной энциклопедии для всех граждан общества и их различных функций. Некоторые здания, в частности Храм умиротворения, Приют счастья, Храм памяти, являются архитектурными выражениями моральных ценностей и способствуют воспитанию граждан нового общества.

Идеальный город Леду остался утопией. Однако после долгого забвения его планы вызвали интерес современных архитекторов и урбанистов. Бесспорно, за неимением более точного определения, для посетителей Арк-э-Сенан стили домов, которые должны стать стержнем нового города, выдаются “революционной архитектурой”, хотя на самом деле они были построены еще при короле Людовике XVI.

Так, каменные здания посреди простор равнины в Франш-Конте являются памятниками незавершенного проекта, мемориалом забытого дела, указателями на пути, который индустриальное общество, в конце концов, так и не выбрало.

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.