Скифы – кочевники, пастухи, воины. Часть вторая.
Многое поражало Геродота в Скифии, и особенно одно качество скифов, о котором он говорит неоднократно. «Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого».
Рассказ Геродота о Скифии содержит еще немало самых разнообразных сведений исторического, географического и этнографического характера. Красочное описание похода персов во главе с Дарием на скифов обросло многими отступлениями от темы, вставными сообщениями и сюжетами, тем не менее, содержащими ценнейший материал, проливающий свет на такие особенности древней жизни, о которых, не будь «Истории» Геродота, наука знала бы очень мало.
Среди этих сведений есть данные по столь важному для исторической науки вопросу, как общественный строй Скифии. Нелепо было бы ожидать от Геродота, чтобы он, предвидя живой интерес потомков, точно описал социальное устройство скифов. «Отец истории» лишь иногда, часто вскользь характеризует эту сторону жизни древнего народа. Тем самым он поставил в весьма затруднительное положение будущих исследователей своего творчества и Скифии, которые вынуждены многое лишь предполагать, толкуя его слова, и стал виновником основательного разнобоя в оценках этой проблемы. Осмысление материала, представленного Геродотом в распоряжение современной науки, сопоставление его с некоторыми другими источниками продолжаются и по сей день.
Читая Геродота, можно сделать вывод о том, что скифы жили в условиях родового строя. Ясно, что важную роль играли старые родовые связи. В некоторых действиях все члены одного рода выступали совместно. Но род уже терял прежнее всеобъемлющее значение. Основной ячейкой общества становилась большая патриархальная семья. Именно патриархальный строй проглядывает в обычаях скифов, строй главенства мужчины и зависимого положения женщины.
Скифы расстались с равенством всех членов общества. Социальный состав его был довольно пестрым. Рядовые жители Скифии — люди свободные. Кто победнее, кто побогаче — все они составляли большинство населения. Но были и рабы. Геродот упоминает об их существовании, об их труде. Остальная, меньшая часть — знать, разного ранга аристократы: главы богатых семей, члены царских дружин, военные вожди. На вершине иерархической лестницы стояли цари.
Скифское царство образовывал союз племен. Во времена похода Дария (конец VI в. до н. э.) оно делилось на три отдельных царства и было три царя, но одно из царств было главным, и его царь Иданфирс являлся главным царем Скифии. Царства состояли из номов (округов) во главе с номархами. Они командовали войсками номов, а общее войско скифов возглавлял царь.
Он обладал огромной властью, которую лишь иногда мог ограничивать совет царей. На войне царь не только руководил войсками, но и делил добычу. Каждый скиф по приказанию царя должен был ему служить. Невыполнение его распоряжений наказывалось смертью. Даже за ложную клятву богами царского очага (вспомним опять сообщение Геродота) полагалась смертная казнь. Наконец, в потусторонний мир царя снаряжали вместе со многими умерщвленными для этой цели слугами, конями, а также дорогим имуществом.
Скифский царь — прежде всего вождь военный. Война для скифского общества была регулярным занятием. Она — источник благополучия, обогащения, усиления власти аристократии. Вся жизнь скифов пронизана военным ремеслом, традициями и обычаями никогда не расстававшихся с оружием людей.
И эта масса вооруженных мужчин могла заставить считаться со своей волей даже царя. Вообще демократические, идущие от родового строя основы жизни все еще проявлялись в различных формах. Таким демократическим органом было народное собрание, состоявшее из всех воинов. Народные собрания собирались в номах, обсуждая важные дела и даже судьбу царей. На одном из таких собраний, истории, по существу эпоха переходная, когда новое возникало во всех сферах жизни, но еще продолжало жить и старое. Это не могло не наложить отпечаток на всю последующую историю скифов.
Все, что было обрисовано Геродотом (исключая содержание отдельных экскурсов в прошлое), происходило в середине V в. до н. э. Это лишь небольшой отрезок скифской истории, за ним — еще много столетий жизни народа. Всего же на мировой арене скифы пробыли около 1000 лет — срок, приблизительно равный существованию Древнего Рима, — огромный период времени, насыщенный вереницей событий, о большей части которых нам ничего не известно. Но то, что мы знаем, представляет скифов народом драматической судьбы, побывавшим в самых различных ситуациях, положениях и конфликтах.
Действительно, в VII в. до н. э. скифы — гроза Востока, покорители народов, участники разгрома ассирийской столицы Ниневии в 612 г. до н. э. А в 339 г. до н. э. возглавляемые царем Атеем скифы терпят страшное поражение в войне с македонским царем Филиппом II. В VI в. до н. э. скифы отстаивают свою независимость в борьбе с персами Дария, в конце II в. до н. э. в Крыму проигрывают битву за битвой грекам. На заре своей истории скифы совершают походы, почти сказочные странствия, добираясь до Египта, на закате своей жизни они зажаты, неподвижны на клочке территории, в крымских степях. Сначала, и на протяжении столетий, скифы кочуют, в конце все более оседают на земле, превращаясь в земледельцев. Сторонивщиеся чужой эллинской культуры, они со временем все более сближаются с жителями греческих городов Северного Причерноморья. Жестокие воины, все сокрушавшие на своем пути, они же — ценители художественных изделий и сами незауряднее мастера-ремесленники.
Когда в III в. н. э. скифы прекратили свое существование, когда Скифии не стало, память об этой стране и ее имени продолжала жить. Народы, которые занимали территорию скифов, часто и назывались скифами. И так вплоть до древних славян, которым также присваивали это грозное имя.
Скифы замолчали на пятнадцать столетий, чтобы на рубеже XVIII— XIX веков заговорить снова — языком своих памятников. Прошлое уходит в будущее. От скифов осталось то, что наука называет древней материальной культурой. Покрытые землей всевозможные остатки былой их деятельности ожидали исследователей Скифии.
Предстояло держать экзамен и Геродоту — раскопки давали возможность проверить его свидетельства. Исследование скифских древностей началось вскоре после присоединения Северного Причерноморья к России. С тех пор изучено множество памятников, среди которых особое значение принадлежит курганным могильникам.
Значительная часть курганов оказалась усыпальницами вождей или царей. Под земляными, иной раз большими насыпями, в могилах часто сложного устройства, в виде склепов и катакомб, находились погребенные и многочисленные разнообразные вещи. Еще в древности некоторые курганы подверглись ограблению. Однако и то, что стало достоянием археологов, было весьма значительно. Прежде всего, необходимо назвать предметы повседневного обихода (бронзовые котлы, глиняная посуда), украшения (золотые кольца, браслеты, ожерелья, подвески, головные уборы), металлические детали костюмов (в основном нашивные), оружие (мечи, секиры, копья, стрелы, колчаны, ножны, оборонительные доспехи), конское убранство, обрядовую утварь. Добытые в курганах вещи изготовлены из различных материалов (помимо золота, бронзы и глины — железо, серебро, кость, камень). Различно и их происхождение. Одни сделаны на месте, другие привезены — куплены, захвачены в походах, доставлены издалека благодаря торговле и межплеменному обмену.
Автор: Я. В. Доманский.