Скифский мир
Скифский мир во всей его широте и конкретности открылся недавно, хотя сведения о скифах были известны уже давно и их нельзя причислить к забытым народам. Геродот, живший в V веке до н. э., оставил подробный рассказ о скифах (смотрите предыдущую статью). Он сохранил также местные и греческие легенды об их происхождении, сообщив, что страна, где жили в его время скифы, ранее принадлежала киммерийцам.
Геродот знал скифов Северного Причерноморья, которые находились в сношениях с греками, чьи колонии были расположены на берегу Черного моря. Курганы, земляные насыпи над могилами, прочно вошли в пейзаж причерноморских степей. О них ходили разные легенды, часто о богатых сокровищах, ими хранимых, и действительно кладоискатели не раз имели успех.
Курганы были насыпаны разными народами, кочевавшими в степи, но многие из курганов принадлежали скифам, и именно в них археологи находили замечательные предметы древнего искусства. До сих пор археологи Украины почти ежегодно радуют нас новыми находками, характеризующими скифскую культуру преимущественно V—III веков до н. э. Раскопки курганов начались давно. В 1763 году около Елизаветграда (ныне Кировоград) в Украине был раскопан богатый курган раннескифского времени, в котором было обнаружено много предметов из золота и серебра и среди них короткий железный меч-акинак, ножны и рукоятка которого были украшены изображениями фантастических животных и антропоморфных божеств у священного дерева, выполненных в древневосточном стиле. Эти интересные предметы поступили в Кунсткамеру, основанную Петром I в 1714 году.
В Кунсткамере уже хранились золотые изделия, найденные в курганах Сибири, позднее определенные как скифские, поступившие туда в 1715 и 1716 годах в качестве дара Петру I от владельца Тагильского металлургического завода Демидова и губернатора Тобольска Гагарина. В 1718 году особым правительственным указом повелевалось в России «собирать в земле и воде старые надписи, старое оружие, посуду и все, что старо и необыкновенно».
«Чудесное и загадочное собрание сибирских древностей Кунсткамеры», как его называли археологи в начале XIX века, получило свое объяснение лишь после исследования скифской культуры на широкой территории. Археологи постепенно выявили общность многих элементов культуры от Дуная на западе до Ордоса, вплоть до Великой китайской стены на востоке, на широкой полосе степей, предгорий и горных пастбищ, между 40 и 50 параллелями.
Эта полоса имела протяженность более 7000 километров. В скифское время на этой территории наблюдаются одинаковые предметы конского снаряжения, железные короткие мечи-акинаки, трехгранные наконечники стрел и украшения. Близость культуры отдельных районов выражается в широком распространении изображений зверей, выполненных в так называемом «скифо-сибирском зверином стиле». Но эти связи существовали и раньше, во всяком случае, они отчетливо прослеживаются в доскифское, киммерийское время, с VIII в. до н. э., что хорошо иллюстрируют археологические материалы из раскопок кургана Аржан.
Кроме предметов, сходных с найденными в Украине и в Болгарии, там, в разрушенном погребении вождя были обнаружены обрывки тканей, происходящих из Ирана, которые почти на два столетия древнее иранского ковра, открытого при раскопках курганов в урочище Пазырык на Алтае.
Таким образом, уже в киммерийское время были налицо условия, обеспечивавшие связи далеких территорий и определявшиеся общим типом полукочевого скотоводческого хозяйства со значительным удельным весом в нем коневодства, делавшего возможным передвижения на большие расстояния.
Взаимоотношения племен этого мира компенсировали недостатки природных ресурсов в отдельных районах, особенно отсутствие месторождения металлов. На громадной территории распространения скифской культуры, где выдающиеся произведения искусства были изготовлены из золота, серебра и высококачественной бронзы, мало где были месторождения указанных металлов, а олово, основной приплав к меди для получения бронзы, совершенно отсутствовало на территории от Дуная до Восточного Казахстана, хотя оно имелось в Центральной Европе, в Богемии.
Разумеется, между западными и восточными частями этого мира степных кочевых племен не было прямых непосредственных сношений, и заимствование и распространение общих элементов культуры происходило по «эстафете», от одной группы племен к другой, без реального представления об исходном пункте. Следует также иметь в виду и легкость передвижения скотоводческих племен, владевших табунами коней. Хорошо вооруженные воины-всадники всегда представляли собою легко передвигающиеся военные отряды, и Геродот сохранил сведения о далеких походах в Переднюю Азию как киммерийцев, так и скифов.
В настоящее время эти сообщения Геродота подтверждаются данными древневосточных источников, в первую очередь ассирийскими письменными сведениями, а также археологическим материалом. Донесения разведчиков ассирийскому царю, сохранившиеся в записях на глиняных табличках архива в Ниневии, столице Ассирии, сообщают о появлении киммерийцев в Передней Азии уже в середине VIII века до н. э. Скифы появились там в VII веке до н. э. и приняли участие в разгроме Ассирии, что отразилось в хронике вавилонского царя Набупаласара, описывавшей события с 616 по 609 годы до н. э., и в рассказе армянского историка V века Мовсеса Хоренаци о падении Ниневии.
При раскопках урартских крепостей как в Закавказье (Кармир-блур), так и в центральной части Урарту, в районе озера Ван, относящихся к VII веку до н. э., были обнаружены предметы конского убора, железное оружие, бусы, совпадающие с найденными в архаических скифских погребениях Приднепровья.
Связи скифов с Передней Азией ярко отражены в так называемом «кладе из Зивийе», обнаруженном во время второй мировой войны. Среди предметов из Зивийе (Саккыза), как потом выяснилось, происходящих не из клада, а из могильника конца VII века до н. э., отчетливо выявляется группа изделий, сочетающая изображения древневосточного стиля с элементами, характерными для скифского искусства.
Золотые предметы, связанные со скифским стилем, из Зивийе находят аналогии и в предметах, обнаруженных в скифских курганах. К ним относится меч с золотой рукояткой и золотыми ножнами, найденный в 1763 году в кургане у Елизаветграда (Украина), а также подобный меч и железная секира с золотой рукояткой из Келермесских курганов (Кубань), раскопанных в 1902 году.
На этих предметах сочетаются скифские элементы (лежащий олень) с древневосточными (священное дерево с божествами по его сторонам, фантастические животные), и, вероятно, правильно мнение, считающее, что эти предметы копировали урартские изделия с включением чисто скифских элементов, выполненных в иной стилистической манере.
Была попытка связать происхождение скифского искусства с походами скифов в Переднюю Азию, но эта точка зрения отвергается памятниками скифского и доскифского искусства в Сибири, содержащими уже элементы «звериного стиля», и предшествующими по времени предметами искусства, обнаруженными в Зивийе.
Термином «скифы» в настоящее время объединяются многие разнородные племена, различные по своему этническому происхождению, хотя иранский элемент особенно четко прослеживается и в собственных именах, и в топонимике. Но археологи отчетливо выяснили, что ранние скифские памятники в Причерноморье связаны с предшествующими степными культурами середины II тысячелетия до н. э.
Часто термином «скифы» обозначают лишь племена степей Причерноморья, мы же понимаем его в широком смысле, объединяя в термине «скифский мир» конгломерат разных племен, имевших экономическую и культурную общность и живших на обширной территории. В степях Дона, Волги и Приуралья в VI—III вв. до н. э. существовала близкая к причерноморским скифам культура, носителей которой греки называли савроматами, через них шла связь с племенами Восточного Казахстана, ярким примером культуры которого является Чиликтинский курган VI в. до н. э., где были обнаружены золотые пластинки в виде лежащих оленей.
Через казахстанские степи связи шли дальше, до Горного Алтая. Там, в раскопанных курганах предметы особенно хорошо сохранились благодаря вечной мерзлоте, и большой набор деревянных, костяных, войлочных и металлических находок очень четко обрисовывает связи этой культуры с Китаем, Ираном и Скифией.
На развитие скифской культуры Северного Причерноморья определенное влияние оказали греческие колонии, основанные на побережье Черного моря в конце VII века до н. э., но греки встретились уже со скифами, имевшими свою самобытную культуру, и греческие золотые изделия, изготовленные специально для скифов, легко отличить от собственно скифских; обе эти группы предметов хорошо известны по раскопкам.
Первыми раскопками, открывшими систематическое изучение скифских древностей, были раскопки 1830 года кургана Куль-оба около Керчи. В каменном склепе сохранилось богатое погребение IV в. до н. э. с выдающимися произведениями греческого ювелирного искусства, среди них были предметы, изготовленные специально для скифов. К ним относится золотая гривна с фигурами всадников на концах, точно передающих облик скифов.
Особый интерес представил электровый (сплав золота с серебром) сосуд округлой формы, на тулове которого были помещены четыре группы изображений, иллюстрирующих греческий мифический рассказ о начале Скифского царства, записанный Геродотом. На сосуде оказались изображенными три сына змееногой скифской богини и Геракла (скифского Таргитая), которые для вступления на престол должны были натянуть лук, оставленный матери их отцом Гераклом. Это удалось лишь младшему, носившему имя Скиф, другие братья не смогли натянуть лук и получили ранения, обычные при неудачном натягивании лука.
Во второй половине XIX века было раскопано много курганов в степях Причерноморья, в Крыму и на Северном Кавказе, давших прекрасные образцы, как подлинного скифского искусства, так и произведений греческих мастеров, выполненных для скифов. Характерными скифскими мотивами выступили фигура лежащего оленя с большими ветвистыми рогами и хищника-пантеры. Эти изображения, возможно, были символами племен, и в курганах VI века до н. э. в Прикубанье крупные золотые бляхи, изображавшие этих животных, прикреплялись на щитах, они же постоянно служили украшениями и колчанов.
Скифы имели разносторонние связи со своими соседями, западными и южными, и эти связи хорошо отражаются в предметах, найденных в курганах. В скифских курганах Украины нередко встречаются фракийские изделия, прекрасным примером этого может служить серебряный набор предметов конской узды с рельефными головками животных на затейливых вырезанных бляшках, происходящих из кургана «Хомина Могила», раскопанного в 1970 году.
В Чертомлыкском кургане, раскопанном Забелиным, где была найдена знаменитая серебряная амфора: рельефными фигурками скифов-коневодов, оказался также железный меч-акинак с золотой рукояткой, прекрасный образец иранского искусств V в. до н. э. Рукоятка заканчивалась двумя головками телят, а на плоскости была помещена сцена охоты. Этот акинак, возможно бывший трофеем греко-персидской или скифо-персидской войны, был вложен в ножны с золотой обкладкой греческой работы со сценой битвы с персами, по композиции близкой к изображениям марафонской битвы в греческих храмах V—IV вв. до н. э.
Иранские ахеменидские изделия не были редкостью в скифских курганах. Так, в кургане Большая Близница, раскопанном на Тамани в 1864—1868 годах, в одном из его склепов были найдены два интересных древневосточных предмета — ахеменидская халцедоновая печать с изображением царя, борющегося со львом, оправленная в золотой перстень, и фаянсовый амулет в виде головы египетского божества Беса, карлика с уродливым лицом и с головным убором из перьев или пальмовых листьев. Этот египетский предмет мог также попасть из Ирана, так же, как и египетский алебастровый сосуд с иероглифической и клинообразными надписями, содержащими имя ахеменидского царя Артаксеркса.
Итак, в скифской культуре отчетливо проявляются связи с близкими и отдаленными странами, что привело к установлению контактов между Восточной Европой и Дальним Востоком. Этот широкий коридор между Западом и Востоком, функционировавший в середине I тысячелетия до н. э., подготовил знаменитый «шелковый путь», существовавший до XVI века и проходивший от восточных берегов Средиземного моря через Иран, Среднюю Азию и Китайский Туркестан до берегов реки Хуанхэ. Скифский культурный мир был, таким образом, очень важным, выдающимся явлением в истории древнего мира.
Автор: Б. Б. Пиотровский.