История Спарты и спартанцев: простым и понятным языком

Спарта

Настоящий спартанец никогда не спрашивает, сколько врагов, он спрашивает: «где они!?»

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное воображаемое виртуальное путешествие, в гости к храбрым и жестоким спартанцам, в Спарту, ту самую легендарную древнегреческую страну-полис, которая долгое время держала в страхе чуть ли не всю Грецию и успешно соперничала за политическое лидерство среди греческих городов-полисов даже с самыми Афинами. Наверное, только ленивый не слышал о мужественном подвиге 300 спартанских пограничников, которые однажды не пропустили через свою горную заставу в Фермопилах многотысячную толпу персидских «москалей». О да, каких-то 300 спартанцев во главе с отважным царем Леонидом несколько дней успешно держали оборону и сдерживали многотысячное персидское войско царя Дария, который только спал и думал, как бы это поработить Грецию. Но поскольку спартанцы удачно засели в узком горном ущелье, персам никак не удавалось использовать свое численное превосходство. Ну об этом подвиге уже много было воспето, в том числе и Голливудом (хотя может со временем ему будет посвящена отдельная статья на этом сайте) а мы пока вновь включим машину времени и полетим вперед (т.е. назад) – в древнюю Спарту!

Итак, мы с вами на юге полуострова Пелепонес, на дворе 483 год, но еще до н. е. лето и довольно жарко, гуляем по небольшому спартанском городку, хотя особо интересного в нем ничего нет, кругом одинаковые одноэтажные дома, словно казармы. О да, если присмотреться, то фактически весь спартанский город (да и вообще вся Спарта) представляет собой одну большую солдатскую казарму.

На улицах города тихо и практически нет людей, только где-не-где маршируют строем в полном военном облачении бравые спартанские юноши. Бедолаги, наверное, им жарко так маршировать на солнце, но ничего не поделаешь, они, видать, уже давно привыкли к тяготам военной жизни, которая у спартанцев не прекращалось даже в мирные времена. «Тяжело в учении, легко в бою». Да, кому-кому, а спартанцам точно было легко в бою, все они были первоклассными профессиональными воинами, и ничего не знали и не умели, только мечом / копьем махать, но уже если махали, то махали! (Персы знают). Вообще любая работа (конечно, кроме воинского дела) среди мужчин спартанцев считалась позорной. Для этого у них были рабы-илоты, которые делали за них всю «грязную» работу.

Спарта

Руины спартанского города.

Как-то на одном сайте (не скажу каком) наткнулся на статью о спартанцах, в которой им пелись всевозможные хвалебные оды, и высказывалось огромное восхищение их мужеством, отвагой и волей к победе. Какое невежество! Какой ужас! С таким же успехом можно восхищаться Адольфом Гитлером (кстати, в свое время он кое-что заимствовал у спартанцев). Я наоборот не собираюсь их идеализировать (и вообще нельзя никого идеализировать, тем более спартанцев) и расскажу о спартанцев, таких, какими они были в действительности, без тех всех розовых очков и голливудских соплей. Да, они были отважными, храбрыми, но и не менее жестокими и кровожадными, выбрасывали из скалы слабых детей, могли ради забавы убивать своих рабов-илотов. Да, однажды 300 спартанцев героически сложили свои жизни за Грецию, об этом сняли фильм (и не один), который посеял у современных обывателей образ спартанцев, как храбрых и отважных воинов. А вот мало кто знает, что уже несколькими десятилетиями позже спартанцы позорно предали Грецию, став союзниками тех же персов, выступив вместе с ними в Пелепонеской войне против Афин.

Но вернемся к нашему путешествию тропами спартанского царства, которое уже в древние времена было окутано ореолом мифов и легенд. Для их современников из других греческих городов спартанцы выдавались каким-то непонятным чудаками, людьми с другой планеты. О грозной Спарте знали во всех уголках древней Греции, но мало кто из греков мог похвастаться тем, что лично побывал в Спарте и знает обычаи этой страны. Дело в том, что спартанское общество было чрезвычайно замкнуто и закрыто, спартанские правители – эфоры, не позволяли иностранцам посещать свои земли, а собственным гражданам – покидать Спарту. Своего рода настоящий железный занавес, так знакомый недавним жителям совка. А любые новости из Спарты в те времена были весьма редки, и остальным грекам оставалось только догадываться, чем же они там занимаются.

Свое общество же спартанцы с гордостью называли «общиной равных». И как ни странно, но это правда, они были равны и жили своего рода в коммунизме (чур меня), среди спартанцев не было ни бедных, ни богатых, и даже спартанским царям-эфорам приписывалось никак не выделяться среди других спартанцев, спартанские цари жили в таких же домах, носили такую же одежду, ели такую же пищу, как и остальные рядовые спартанцы.

Но как же появилась эта «община равных», кто был ее идеологом и основателем, на много веков опередив Ленина с Марксом и Энгельсом вместе с их химерными социалистическими идеями. Поздние античные греческие историки приписывают эту роль мифическому спартанскому правителю и законодателю Ликургу.

Ликург

Это будто бы он, хотя неизвестно был ли Ликург конкретной исторической фигурой, некоторые историки считают, что он придуманный образ и никакого Ликурга в действительности то и не было. Но все же как ни крути, но кто-то, чья-то буйная голова должна была придумать все эти более чем строгие законы, по которым жило спартанское общество на протяжении нескольких веков. Да, именно Ликург (вот бы было здорово взять у него интервью) считается основателем Спарты и автором ее законов, которые и превратили Спарту на интересный исторический феномен, на единственное в своем роде закрытое государство воинов со строгой субординацией, и тотальным контролем всей личной жизни ее жителей.

А хотели бы вы жить в древней Спарте? Я бы ни за что, это просто ужас какой-то, а не жизнь, все время жить в казарме и ходить строем, не принадлежать самому себе. Как-то один афинский оратор Алкивиад остроумно заметил: «Спартанцы вероятно настолько бесстрашны в битвах и презирают смерть, ибо смерть для них настоящее освобождение от их невыносимой жизни». Да, жители Спарты действительно не принадлежали сами себе, но государству, никому не разрешалось жить так, как он хочет, но так как ему указано товарищами стоящими выше по рангу. А вся жизнь рядового спартанца от рождения до смерти проходила под постоянным неусыпным контролем.

Маленьких новорожденных приносили в специальное место, где заседали старейшины. Они тщательно осматривали младенца, и если находили его хилым, слабым, болезненным, или еще с какими-то физическими недостатками то безжалостно выбрасывали вниз с высокой скалы. Неудивительно, что в Спарте, за всю ее историю не было ни одного философа, мыслителя, поэта, художника, музыканта – всех выбросили со скалы еще в юном возрасте! (Между прочим, этот жестокий обычай веками позже успешно перенял Адольф Гитлер, который приказывал убивать всех неполноценных людей)

Зато дети, которые оставались, точно были физически здоровыми. А вообще дети не принадлежали своим родителям, уже с семилетнего возраста маленьких мальчиков забирали из родительского дома и воспитывали в специальных загонах. Суровая система воспитания по-спартански была направлена на то, чтобы дети выросли сильными и послушными воинами. Когда ребятам исполнялось 16 лет, они проходили через жестокое испытание, их что есть мочи бичевали в дворике храма Артемиды, а они при этом должны были мужественно терпеть боль.

Вступать в брак спартанские юноши могли только с разрешения общины, и долгое время даже после женитьбы им приходилось жить в казарме и только по особым дням навещать своих жен. Строго запрещалось мыться чаще, чем несколько раз в год, и носить разную одежду. Под строгим запретом были и предметы роскоши и вообще богатство. Как-то молодого спартанца, который за бесценок купил землю, осудили за стяжательство, в обвинении говорилось, что он такой молодой, а уже соблазнился выгодой – главным врагом любого жителя Спарты.

Обогащение было едва ли не самым тяжким преступлением в спартанском обществе, и даже если бы какой-то спартанец и накопил деньжат, он бы все равно не мог их нигде потратить, у них уже тогда был полный коммунизм и пустые полки в магазинах. Хотя такого понятия как магазин в Спарте и близко не было, вообще спартанцы глубоко презирали всех торговцев.

Еще в 7 веке до нашей эры Спарта завоевала несколько соседних провинций и превратила всех их жителей в рабов, которых называли илотами. Фактически на плечах завоеванных илотов и держалось все спартанское хозяйство и экономика. Они обрабатывали землю, ухаживали за скотом, шили одежду, держали ремесла, а спартанским хозяевам платили дань своими натуральными изделиями. Продукты равномерно распределялись между всеми членами спартанской общины, и как вы догадались, за чревоугодие по головке не гладили, даже был специальный закон, который строго регламентировал, что и сколько нужно есть всем тамошним гражданам.

Под строгим запретом находилось и любое употребление алкоголя. Для трезвого воспитания молодежи, спартанцы специально (и насильно) напаивали вином некоторых своих рабов-илотов, причем напаивали безудержно и до непристойности, а потом показывали юношам – вот до чего доводит пьянство. А если же какого-то спартанца ловили на употреблении горячительных напитков, за это могли и казнить.

Пока илоты обеспечивали их всем необходимым сами спартанцы могли полностью посвятить себя такому любимому воинскому делу и фактически вся жизнь любого спартанца проходила в военных тренировках, а когда случалась какая-то настоящая война, то уже радости было полные штаны, наконец, возможность показать свои боевые умения на практике, снести кому-то голову.

спартанцы

Но что-то я все про мужчин и про мужчин, а как же у спартанцев было дело с женщинами спросите меня,? О спартанских женщинах известно не так уж много, но подозреваю, что женщина в тамошнем военизированном обществе была существом второстепенным, как говорил кто-то: «Женщина – друг человека». Главной функцией спартанских женщин было рождение детей, желательно здоровых и крепких, ибо с хилыми знаете что делали.

Особенно ценилось в спартанском обществе простота, которая царствовала во всех сферах их жизни, особенно речи – спартанцев еще с детства приучали по долго молчать, а если уж что-то говорить то коротко и ясно – лаконично. Однажды к спартанскому царю пришли послы с острова Самос, просить военной помощи. Они провозгласили длинную и красивую речь, но дослушав их спартанский босс сказал: «Ваша речь настолько длинная, что дослушав до конца, я уже забыл начало, а забыв начало, не понял конец». Тогда на следующий день они пришли к царю с пустым мешком в руках и коротко сказали: «Мешок есть, муки нет». Спартанцы довольны такой сообразительностью самосцев с радостью предоставили им военную помощь и порвали их врагов в капусту.

Хотя спартанские воины и были первоклассными знатоками своего дела но однако не могли далеко отходить со своим войском – рабы-илоты не дремали. Я вполне понимаю илотов, никому не хочется тяжело работать в поле кормя себя и еще того парня. Поэтому рабы-илоты не дремали, а то и дело поднимали восстания против спартанской диктатуры «пролетариата». Отношение же спартанцев к своим рабам-илотам было более чем жестоким, иногда спартанские правители объявляли так называемые «криптии» – тайные войны против илотов, в которые привлекалось спартанская молодежь. По сравнению с этим гитлерюгенд покажется «школой для благородных дев». Молодые буйные спартанцы во время криптий тайно ночью выходили на охоту, охотились не на животных, а на живых людей – своих же рабов-илотов, которые своим трудом их же содержали и кормили. И убивали их, особенно молодых и сильных мужчин. С одной стороны это позволяло держать население илотов в постоянном страхе, а с другой стороны молодые спартанцы получали боевую практику и уже с юных лет приучались убивать людей. Кто-то еще восхищается спартанцами, их мужеством, отвагой и волей к победе?

Конец спартанской цивилизации и культуры (точнее ее отсутствия) наступил в конце 4-го века до н. е. с победы Спарты в Пелепонеской войне над Афинами. Хотя Спарта и получила военную победу, но потерпела полное сокрушительное поражение в культурном, политическом, экономическом плане. Только стоило спартанским воинам войти в богатые процветающие Афины, и увидеть всю тамошнюю роскошь, великолепные произведения искусства, скульптуры, величественные храмы (чего только Акрополь стоил) как они сразу поняли, насколько неполноценными и ущербными являются их собственные казарменные жизни. Вы знаете, история постоянно повторяется, древняя Спарта как ничто лучше мне напоминает Советский Союз, в котором декларировалась «Свобода, равенство и братство». Так же как и в далекой Спарте, где стремление к всеобщему равенству и братству превратило общество в одну большую казарму, или скорее тюрьму, с колючей проволокой по периметру. Показательно даже то, что спартанские воины носили красную форму, они бы прекрасно вписались в какую-то первомайскую демонстрацию.

спартанцы

Но вернемся к истории, после победы над Афинами в Пелепонеской войне железный занавес ослаб, а спартанцы смогли прикоснуться к другой жизни – это было началом конца их государства. Суровые законы, которые держали всех жителей в ежовые рукавицах начали рушиться, словно карточный домик (ох уж это «тлетворное влияние Запада»), пока люди и вовсе на них не забили, а Спарта превратилась в обычный, как и все остальные, греческий город-полис, и без проблем была завоевана сначала войсками Филиппа Македонского, а затем и римлянами. Но это уже другая история.

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.