Историческая память культуры

древняя культура

Вряд ли в древности существовал народ, который не сохранял бы в своей памяти преданий о «золотом веке». Золотой век — это время безгреховных «Адама и Евы» любого народа, время их пребывания в таком раю, который была способна нарисовать лишь фантазия этого народа. Форма подобных преданий бывала и очень ясной и необычайно запутанной, трудно поддающейся пониманию для человека чуждой культуры. «Золотое время» никогда не было вечным. Либо сами предки разрушали его своей греховностью и забвением заветов, либо оказывались замешанными силы посторонние и злые. Эти легенды обычно излагают и дальнейший путь поколений, шаг за шагом приближающихся к бытию земному и реальному, полному тягот и лишений.

У древних греков тоже сложилось такое предание. Оно дошло до нас благодаря Гесиоду — поэту- классику архаической Греции, жившему около 700 года до нашей эры. То была легенда о пяти поколениях людей:

«Создали прежде всего поколенье
людей золотое
Вечно живущие боги, владельцы
жилищ олимпийских».

Гесиод говорит об этом периоде кратко. Видимо, сам «золотой век» и не требовал подробных пояснений.

«После того поколенье другое,
уж много похуже,
Из серебра сотворили великие
боги Олимпа».

И о серебряном поколении поэт повествует весьма скупо. Зато следующий период «медных людей» буквально гнетет рассказчика мрачными воспоминаниями:

«Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих
Медное создал, ни в чем с поколеньем не схожее прежним.
С копьями. Были те люди могучи и страшны.
Любили
Грозное дело Арея, насильщину.
Никто приближаться к ним не решался: великою силой они обладали,
И необорные руки росли на плечах многомощных.
Хлеба не ели. Крепче железа был дух их могучий.
Были из меди доспехи у них и из меди жилища,
Медью работы свершали.
Никто о железе не ведал.
И как ни страшны они были,
Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца».

До сих пор изложение шло как бы по нисходящей линии оценок поколений. Однако
«Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронид
На многодарной земле, справедливее прежних и лучше,
Славных героев божественный род.
Называют их люди Полубогами
В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили,
Из-за Эдиповых стад, подвизаясь у Фив семивратных.
В Трое другие погибли, на черных судах переплывши
Ради прекрасной Елены чрез бездны морские».
Но взлет величия предков оказался недолгим.
«Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди.
Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий…»

Красивая легенда, сказка. Однако сказка еще не ложь, и за причудливым мифом нередко стояла реальность. Доказали же, например, археологи, что считавшиеся ранее мифическими потопы в Месопотамии, воспоминания о которых сохранялись у людей тысячелетиями в преданиях, песнях и легендах, были на самом деле. Древние выражали свои представления об истории почти всегда в поэтической форме, поэтому реальность приобретала фантастический облик.

Давайте последуем за поэтом, но перейдем от метафор к языку археологических фактов. Не сможем ли мы нащупать здесь хотя бы тонкие нити, протянувшиеся от Гесиодовых стихов к древним городам и могильникам? Поищем тот грезившийся архаическим эллинам «золотой век», который хотя бы косвенно можно было бы связать с греческой цивилизацией.

Последние три века Гесиода вполне реальны. Действительно, сам он жил в начале железного века, когда орудия из железа уже вытеснили бронзовые. Четвертый век «славных героев» воспет в поэмах Гомера и считается исторической наукой действительно существовавшим. Героический век — это время микенской Греции, время удалых походов ахейских флибустьеров по всему Восточному Средиземноморью. Его взлет и финал — Троянская война в конце XIII века до нашей эры. Под стенами воевали Агамемнон и Ахиллес. Как будто даже и сама Троя ; найдена Шлиманом, но вот только не увидели в троянских слоях этого времени ни великолепных дворцов Приама, ни золота, ни роскоши. Вместо этого — довольно тесные каменные строения, небогатая утварь…

Историки потому и задают себе вопрос: что это, поэтический вымысел Гомера или ошибка археологов? Скорее всего, вымысел. Каждому народу хочется рассказать о своих предках что-то возвышенное.

Для археологов «героический период» — это поздний бронзовый век Восточного Средиземноморья и Балкан. Перед эпохой микенских царей и троянских героев в археологии чаще всего выделяют два крупных блока культурных общностей. Древнейший из них — культуры неолита и медного века, существовавшие примерно в течение двух с половиной тысяч лет — с рубежа VII—VI по середину IV тысячелетия до нашей эры. Второй блок охватывает культуры раннего и среднего бронзовых веков, существовавшие на северных Балканах и в Подунавье со второй половины IV примерно по середину II тысячелетия до нашей эры, то есть около двух тысяч лет.

Поколение Гесиодовых «медных», страшных своим неукротимым духом людей может связываться только с бронзовым веком (по терминологии современных археологов). Действительно, именно тогда «медью работы свершали и никто о железе не ведал». Именно в то время прокатилась по прибрежным частям Южных Балкан и островам Эгеи волна катастрофических разрушений городков и поселений. Потрясения эти многие археологи связывают с нашествием воинственных северных народов и датируют чаще всего 2300—2100 годами до нашей эры. Большинство палеолингвистов думают, что пришельцы говорили на индоевропейских языках, возможно, даже протогреческом.

Некоторые археологи и лингвисты считают, что тогда-то и происходили первые переселения индоевропейских народов на юг Балканского полуострова, и с этого периода, как правило, историки начинают отсчитывать средний бронзовый век. Другие полагают, что была еще более древняя волна переселений на Балканы, примерно в середине четвертого тысячелетия до нашей эры. И именно с появлением чуждых здесь индоевропейских народов связывается возникновение культуры раннего бронзового века.

Итак, «медное поколение» Гесиода — это типичный бронзовый век для современной археологии. Но какой его период? Только ли средний его период с яростным нападением воинствующих племен на поселения аборигенов? Может быть, в таком случае «серебряное поколение» следует связывать с носителями культуры раннего бронзового века? Пожалуй, ясно только одно, что гесиодово «золотое поколение» нужно искать среди более ранних культур, которые археологи датируют периодами неолита и медного века.

Продолжение следует.

Автор: Е. Черных.