Бирюза в истории
Трудно найти другой камень-талисман, который в суеверных представлениях прошлого занимал бы столько места, как бирюза — самоцвет, известный людям с глубокой древности. Еще египетские фараоны I Династии Раннего царства (около 3000 лет до н.э.) посылали рабов в долину Мегара на Синайском полуострове добывать малахит и бирюзу, из которых выплавляли медь. Из бирюзы же древнеегипетские умельцы вырезали священных жуков-скарабеев, которые считались эмблемой мира и отцовства. Можно предположить, что именно в ту эпоху и начался культ бирюзы.
Вплоть до раннего средневековья главным авторитетом в зарождающейся минералогии — науке о камнях был Гай Плиний Секунд (Плиний Старший — 23—79 гг.), автор энциклопедии «Естественная история» в 37 томах, из которых пять посвящено минералам. Он описал голубой самоцвет под названием «каллаис» и привел о нем такие сведения: «Цвет имеет голубой и бледно-зеленый. Родится за Индией, у жителей гор Кавказских, у саков и дагасов, величины нарочитой, но дыристый и полный нечистот. Красивейшие из них теряют цвет свой от масла, мазей и крепкого вина».
В Европе голубой камень Востока именовали «каллаитом», или «каллаисом», вплоть до XI—XII веков, позже его стали называть бирюзой. Очевидно, русское «бирюза», арабское «фиру задж», грузинское «пфиру зи» происходят от персидского «пирузе», «фиру зе», что означает «победа», «счастье», — считалось, что воин, у которого щит или оружие украшены этим камнем, непобедим в бою.
Есть и другая версия. Предполагают, что имя самоцвету дало древнее название страны, где его добывали еще в ІІІ тысячелетии до нашей эры, — Персия. И действительно, наиболее известные в древности, да и в настоящее время месторождения бирюзы находятся на территории современного Ирана. Но этот самоцвет добывают также в Китае, Эфиопии, Судане, в Америке. У нас в стране бирюзу можно встретить в месторождениях Средней Азии и Армении.
Этот самоцвет — особо излюбленный камень у иранцев. Украшения из бирюзы в Иране носят и мужчины и женщины. Даже в очень бедных семьях здесь можно на одежде детишек увидеть бирюзовые броши, хотя самоцвет дорог, лучшие его образцы ценятся по весу в несколько раз больше золота. С древнейших времен персидские властители установили монополию на бирюзу, все добытые в копях камни высшего достоинства поступали в шахскую сокровищницу. Бумажные деньги в Иране обеспечивались не только золотом, но и драгоценными камнями государственной казны.
Самым знаменитым экспонатом в коллекции бирюзы бывшей шахской сокровищницы в подвалах Центрального банка считался головной убор бывшей шахини Фарах Пехлеви. В нем крупные камни бирюзы расположены в центре, от них отходят лучи из мелких самоцветов, которые чередуются с бриллиантами. Лучи заканчиваются крупными, с куриное яйцо, камнями той же бирюзы.
Как и другой голубой самоцвет — лазурит, бирюза издавна олицетворяла небо. Ей приписывали чудодейственную, магическую силу: она якобы оберегает от падения с лошади, делает животное выносливым и быстрым, исцеляет людей от всевозможных болезней, оберегает от гибели под развалинами зданий во время землетрясений. На Востоке бирюзу считали «громовым камнем». В одной из индийских легенд говорится, что человек найдет бирюзу, если после бури дойдет до конца радуги: там, где радуга уходит в землю, его ждет голубой волшебный самоцвет. Индийцы верили, что большое богатство ожидает того, кто взглянет на бирюзу сразу же после того, как увидит молодую луну в первый вечер после новолуния. Не отсюда ли идут истоки распространенного в славянских странах поверья, согласно которому, для того чтобы разбогатеть, надо показать молодому месяцу монету?
В армянском средневековом трактате о камнях сообщается: «Бирюза лучше всех других камней, она приносит долголетие, добро, помогает от дурных слов, освобождает владельца от забот. Говорят, кто носит бирюзу на пальце, не испытывает нужды в деньгах». Шиитскому имаму Джафар ибн Мухаммеду (умер в 765 г.) приписываются слова, ставшие поговоркой: «Не обеднеет никогда рука, на которой в перстне бирюза». Считается также, что это камень верности и любви, способный якобы примирять ссорящихся супругов.
По восточным легендам бирюза возникла в земле из костей влюбленных, которые при жизни так и не соединили свои судьбы. И в самом деле, в минералогии известна «костяная бирюза», образовавшаяся за счет ископаемых костей, в состав которых входят соединения фосфора. Русский академик В. М. Севергин в «Подробном словаре минералогическом» (1807 г.) привел такие сведения: «В Париже в кабинете Натуральной истории королей показывали человеческую руку, коей кости превратились в бирюзу. В медных рудниках Рейнбрейшептаха попадались овечьи кости, в бирюзу превращенные, но зеленого цвета». В средние века костяной бирюзой (одонтолитом) называли слоновую или мамонтовую кость, а также зубы ископаемых животных, искусственно окрашенные соединениями железа и фосфора в бирюзовый цвет.
Хотя бирюза и считается символом вечности и неизменности, она с течением времени не только разрушается, но и преобразуется. Еще в поэме XVI века «Маргаритке Маргариток», посвященной французской королеве Маргарите Валуа (1553— 1616 гг.), говорится, что драгоценные камни не только озарены жизнью, но и болеют, стареют, умирают, «они даже оскорбляются обидой, нанесенной им, и вследствие этого бледнеют и теряют свою гладкость». И действительно, в мире камня тоже есть свое движение, что и дает основание примерам, чем-то напоминающим нам черты живой природы. Здесь есть «зарождение», «детство», «отрочество», «зрелость», «старость», «болезнь» и «смерть».
С древнейших времен считали, что бирюза бывает юной, зрелой, больной и даже умирающей. Существует такое мусульманское поверье: «Когда из рук любимой ты получишь перстень с бирюзой, будет камень этот нежно-голубого цвета. Но как только она тебя разлюбит, потускнеет камень, изменит свой голубой цвет. Это знак того, что ты потерял любимую навек». На Востоке издавна были известны способы «оживления» бирюзы. Для этого ее протирали сырым мясом или давали проглотить индюшке.
Как и в других старинных рассказах об иных камнях, в легендах об этом самоцвете причудливо смешались мистические верования и реальные наблюдения людей. Вот почему в этих легендах можно обнаружить крупицы истины. Бирюза — довольно нестойкий водный двойной фосфат меди и алюминия скрытокристаллической, пористой структуры. Будучи пористой, она легко впитывает всевозможные жиры, потовые выделения кожи, а под воздействием атмосферной углекислоты, ароматических масел, мыльной пены, света и температуры утрачивает свою характерную небесно-голубую окраску. Этот процесс аналогичен тому, при котором синий лазурит во влажной атмосфере зеленеет и превращается в малахит. В зависимости от температуры и влажности воздуха бирюза может высыхать, тускнеть, превращаться в иное соединение зеленоватого цвета, которое и растворяется соком сырого мяса или желудочным соком птицы.
Впрочем, не всякая природная бирюза «умирает». Недавно в горах Северного Узбекистана были обнаружены древние горные выработки, в которых попадаются обломки бирюзы, не утратившие своей голубой окраски в течение многих веков пребывания на поверхности земли. Видимо, здесь сыграли свою роль микроклиматические условия, в первую очередь сухость воздуха.
Автор: В. Супрычев.