По следам Коперника. Продолжение.
Две даты открывают новый период в жизни Коперника: 1510-й — год, когда он поселился во Фромборке, и 1512-й — год смерти епископа Лукаша Ватценроде. И вот сейчас, уже на пороге сорокалетия, ему предстояло завершить научный труд огромной важности: он должен был уточнить и доказать гелиоцентрическое строение Вселенной в сочинении, не менее полном и всеобъемлющем, чем «Альмагест» Птолемея. Весь остаток своей жизни Коперник посвятит этой задаче. Не стоит перечислять обязанности Коперника как члена Вармийского капитула. Достаточно сказать — и мы говорим об этом с восхищением,— что в ту пору, когда рождались первые главы достопамятного трактата великого астронома, ему приходилось заниматься бесконечными, отнимающими много времени административными, экономическими и политическими хлопотами. И занимался он ими весьма активно.
В 1516—1519 годах Коперник живет в Ольштыне в качестве управляющего финансами капитула. Здесь он много времени посвящает вопросам оздоровления денежного обращения. Но при этом он не забывал об астрономии. В Ольштынском замке, ныне превращенном в музей, можно увидеть хитроумный механизм для астрономических наблюдений, сделанный его руками.
После смерти Лукаша Ватценроде для Вармии настало трудное время. Тевтонцы вели необъявленную войну, и территория епархии жестоко страдала от вторжений их вооруженных орд. Ольштын находился совсем близко от границы Вармии. В 1520 году, когда война между Польшей и Орденом разразилась снова, Коперник возвращается в Ольштын — на сей раз с целью организации защиты замка от неминуемой осады. Мир, вновь заключенный в 1521 году, позволяет ему вернуться во Фромборк. Но он продолжает борьбу с тевтонцами в другой области — в сфере экономической. Дело в том, что Орден чеканил фальшивую монету и таким образом дезорганизовал денежную систему в городах Померании. В 1528 году Коперник опубликовал свой «Трактат о чеканке монет», в котором он объясняет, почему «неполноценная монета вытесняет из обращения полноценную».
Сформулированный им закон, известный под названием «Закон Грешэма — Коперника», принес великому астроному славу в области политической экономии. Для Коперника «полноценные деньги» являются необходимым условием «обогащения», то есть нормальной экономики, основанной на труде «замечательных ремесленников» и хорошо организованного торгового обмена. Мы находим у Коперника убедительное определение подлинных стимулов экономического развития — определение, которое принципиально отличалось от нравоучительных проповедей, распространяемых учеными-схоластами. Проблемы, поставленные политикой цен, были отнюдь не безразличны фромборкскому канонику.
В течение нескольких лет, которые потянулись за его возвращением из Ольштына во Фромборк, Коперник занимается детальной разработкой основной концепции своего капитального труда, который позднее станет известен под названием «Об обращениях небесных сфер», — бессмертного памятника, которым мировая научная литература обязана великому астроному.
В нашу задачу не входит исследование этапов пути, по которому шла мысль Коперника, равно как и исследование эволюции его концепции гелиоцентрической системы. Революционное содержание труда Коперника воплощено в новых принципах принятой им космологии: он лишил Землю ее роли центра мироздания и открыл ее суточное и годовое вращение, он создал новое описание планетарной системы, где господствующее положение отводится Солнцу. В начале 30-х годов XVI века трактат обрел свою окончательную форму, но понадобилось десять лет для того, чтобы он был напечатан. Николай Коперник долго мучился «неудовлетворенностью созидателя».
Публикация трактата «Об обращениях» имеет свою историю. Тут надо упомянуть имя молодого преподавателя астрономии в Виттенберге — Георга Иоахима Рэтика: его внимание привлек шум, поднявшийся в Европе вокруг грандиозного труда одинокого астронома из Фромборка. Рэтику и Тидеману Гизе, епископу Кульмскому, мы обязаны тем, что последние колебания Коперника были преодолены, и с трактата была сделана копия для печати. Рэтик сам подготовил публикацию под названием «О книгах обращений небесных сфер Николая Коперника, первое повествование» (Гданьск, 1540) — этим он, если можно так выразиться, оповещал о выходе в свет великого труда. В 1542 году Рэтик издал в Виттенберге большой отрывок из трактата Коперника, посвященный сферической тригонометрии.
История трактата «Об обращениях» в Нюрнберге, роль, которую играли при этом те, кто сверял текст (астроном И. Шонер и особенно теолог А. Осиандер), долго еще будут занимать умы историков науки. В ходе публикации издатели решили предпослать книге осторожное анонимное предисловие, которое превращало теорию Коперника в чисто формальную гипотезу и которое представляет собой резкий контраст с замечательным посвящением, адресованным автором папе Павлу III и содержащим великую хвалу астрономии и ее познаваемым ценностям.
По преданию, первый экземпляр трактата, напечатанный в Нюрнберге, попал в руки Коперника, который был в то время уже тяжело болен, только 24 мая 1543 года. В этот же день он скончался.
Больше восемнадцати столетий отделяют Коперника от Аристотеля, «короля философов» древнего мира. На протяжении тринадцати веков «Альмагест» Птолемея неизменно считался совершенным описанием Вселенной. Почти двухтысячелетний застой мысли следует сравнить с неполными четырьмя столетиями, ознаменованными интеллектуальной революцией нового времени, начало которой положил труд Коперника. Первый век, последовавший за смертью Коперника, оставил в анналах науки имена первых замечательных ученых, познавших окружающий нас мир. Галилей и Кеплер были вдохновлены трудом Коперника. Ньютон в «Началах» прославляет этот период научной революции.
В посвящении трактата «Об обращениях» Коперник писал: «Если бы нашлись пустые болтуны, которые, хотя вовсе не сведущие в математических науках, дозволили бы себе осуждать или опровергать мое предприятие, намеренно искажая какое- либо место Священного писания, то я не стану на них обращать внимания, а, напротив, буду пренебрегать подобным неразумным суждением».
У Коперника хватило мужества изложить свои новаторские идеи в зрелом научном труде и противостоять традиционному авторитету древних ученых. Вот почему сегодня, когда весь мир празднует пятисотлетний юбилей Коперника, мы восхищаемся им не только как создателем гелиоцентрической системы. Мы чтим Николая Коперника и как первого ученого в плеяде создателей современной науки.
Автор: Ежи Буковский.