Кто такие флибустьеры?
Что такое пират, и есть ли какая-нибудь разница между пиратами, корсарами и флибустьерами? Клюбер в «Истории европейского права» пишет: «Пираты — субъекты, которые без поручения своего правительства занимались грабительским ремеслом в море». В этом вся разница, ибо корсары — это королевские пираты, официальные лица, занимавшиеся своим ремеслом от имени и по поручению государей. Самые знаменитые среди них — англичанин Френсис Дрейк, возведенный королевой Елизаветой I в рыцарское достоинство, и француз Жан Барт.
Что касается флибустьеров, то это географическое понятие: «Флибустьерским» морем, а то и «Флибустьерской лужей» называли в XVI—XVII веках бассейны Карибского моря и Мексиканского залива — прибежища пиратов. Оно в равной степени относится к тем, кто поднимал «Веселого Роджера» с черепом и двумя берцовыми костями на клотике, и к тем, кто промышлял в Карибском море под флагом своего короля. Собственно, все эти эвфемизмы — корсары, каперы, буканьеры (заготовители козьего мяса) и свободные мореходы — были призваны избежать осуждаемого наименования «пират».
Дальновидные пираты непременно стремились из разряда личностей вне закона перейти в почтенную категорию корсаров и каперов. А сделать это в эпоху непрекращающихся войн между Испанией, Францией, Англией и Нидерландами было совсем нетрудно.
Утрехтский мир (1713 год), подытоживший долголетнюю войну за испанское наследство, дал Франции и Англии долю во владениях испанской Америки. Жалованные грамоты и поручительства были девальвированы. На трассах, по которым заморские богатства поплыли в Европу, появились многопушечные сторожевые фрегаты. Пиратский промысел захирел. В конечном счете ведь флибустьерство было инструментом политики, и с ее изменением отпала необходимость в «джентльменах удачи».
Но это лишь одна сторона пиратства, и она не дает понять, почему флибустьеры стали персонажами легенд, почему сквозь время видятся они в романтическом ореоле.
А причина кроется вот в чем: к ведомству пиратов приписывали и тех, кто, распилив рабские колодки, искал в море свободу, а на палубе своего судна пытался основать общество на началах справедливости. Вольтер недаром взялся писать для первой Энциклопедии статью «Флибустьеры».
А капитан Беллами, один из основателей пиратской республики Либертании, на севере Мадагаскара, в середине монаршего XVIII века возглашал: «Мы не подчиняемся законам. Они созданы для богачей, чтобы те могли грабить под их защитой бедняков. Мы же грабим богачей под единственной защитой своей отваги».
Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.