История экологии от древности до наших дней
Когда родилась экология, о которой мы столько сейчас говорим? Наверное, в Древнем Риме и в Афинах. Римляне жаловались на загрязнение вод Тибра. А афиняне — вод афинского порта Пирея, принимавшего корабли со всей тогдашней ойкумены, то есть территории земного шара, заселенной человеком.
Вот с этим названием, известным грекам, и связано происхождение названия науки об окружающей среде и ее сохранении. Греческое слово «ойкья» означало обитель, жилище, кров над головой. В родственных отношениях с этим словом находятся слова «диоцез», «экуменизм» и латинское «вилла», а также современное «виль» в романских языках для обозначения названия города.
Само греческое «ойкья» родственно еще более древнему санскритскому «вис», которым древние индоевропейцы обозначали дом, кров, поселение сельского жителя. Касту крестьян и сельских жителей называли «вайшья», а их бога — Вишну. В Бирме бога полей и земли звали Вайшун, а в Литве он Вайшьянтас и «ответственен» за хороший урожай льна. Вот какие древние корни у слова «экология».
Не менее древни и проблемы экологии. Римские поселенцы в провинции Африка (находившейся на месте разрушенного Карфагена) жаловались на оскудение земель вследствие эрозии почв.
Но все же годом рождения экологии как науки можно считать 1863 год, когда вышла в свет книга К фон Марилауна. Тогда экология была уделом и интересом одиночек, легко и просто заявлявших о задачах своей науки. Марилаун писал: «Расселение растений следует молчаливым законам природы. Каждому растению свое место, время и дело. Остается только познать эти законы». Можно отметить, что в то время о животных не говорилось ни слова. Ботаники изучали пространственное распределение растений и их физиологические приспособления. Они и заложили первые основы науки и выдвинули первое обобщенное понятие суксцессии, то есть заселения пространства.
В XX веке на авансцену вышли морские биологи, которые поведали миру о пищевых цепях и роли мириадов взаимодействий различных организмов, связанных между собой. Только в двадцатых годах прошлого века стали появляться первые работы по экологии животных, где рассматривались взаимоотношения двух видов и кривая изменения численности хищников в зависимости от количества травоядных особей. Возникла первая теоретическая дисциплина в виде популяционной экологии. Она уже обратилась к эксперименту и математическому моделированию. Однако со временем выяснилось, что это слишком упрощенный анализ.
Только после второй мировой войны победила окончательно концепция экосистемы, которая зародилась еще в тридцатые годы XX века. Печально, но факт: победе этой концепции способствовали атомные бомбардировки и полигоны ядерных испытаний. Притягательность теории систем заключается в целостном видении и относительной легкости применения в прикладных исследованиях.
Сегодня эта теория стала краеугольным камнем международной биологической программы, а та в свою очередь, по мнению автора,— дебютом экологии в большой науке. Современная экология — уже самостоятельная развитая наука, которая требует написания и знания собственной истории.