Древнейшие земледельцы Балкан
Культуры новокаменного и медного веков на территории Балкан и Подунавья относятся к числу ярчайших не только для Европы, но и для всего Старого Света в целом. Это удивительный феномен: взлет их был внезапным и как будто ничто не предвещало его. Почти без длительного временного «разбега» население обширного региона перешло от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Произошел почти невероятный скачок и в технологии обработки глины. Ее добывали здесь в гигантских количествах, хотя в предшествующий период о ней имели весьма смутное представление. Из глины строили жилища и лепили посуду. Горшки и кубки по форме были сложны, а технология их изготовления совершенна. Поверхность сосудов украшалась орнаментом, нанесенным минеральными красками. Из глины выделывали и многочисленные фигурки своих божеств — «идолов» и животных. Переход к производящему хозяйству привел к демографическому взрыву, и теперь неолитические поселки раскинулись едва ли не по всем удобным местам плодородных равнин Балканского полуострова и Карпатской котловины.
Неолитические культуры прошли длительный и относительно плавный путь развития, — видимо, не менее полутора тысяч лет, когда в быту у населения Балкано-Карпатья во второй половине V тысячелетия до нашей эры появились первые медные изделия. С момента вступления этих народов в век раннего металла становится очевидным новый, стремительный и бурный взлет балканских культур. За два с половиной тысячелетия народы Балкано-Карпатья пережили две подлинные «революции».
Первая, «неолитическая» привела к переходу от присваивающего хозяйства — охоты и рыболовства, к производящему — земледелию и скотоводству. «Металлургическая» — к познанию свойств металла и его широкому использованию. Именно это и определило совершенно исключительное положение балкано-карпатских культур среди всех остальных синхронных им, распространенных в Старом Свете. Некоторые ученые называют эти европейские культуры даже протоцивилизациями, так как, по их мнению, культуры эти были на грани создания цивилизаций, государств.
Отметим здесь, хотя бы вскользь, одну весьма немаловажную деталь: «металлургическая» революция охватила не всю зону неолитических культур, но лишь Карпаты и северную часть Балканского полуострова. Южной его части, включая и ту, что со временем станет древнеэллинской, примерно от Родосских гор, революция эта не коснулась. С того момента некогда единая зона балкано-дунайских древних культур как бы распадается.
Население медного века являлось уже гораздо более многочисленным по сравнению с периодом неолита. Деревни, как и прежде, строились на участках с плодородными почвами и водными источниками. Чаще всего люди селились непосредственно на тех местах, где когда-то обитало неолитическое население, и культурные слои медного века перекрывали более ранние. Отложения быстро разрушающихся глиняных строений неуклонно нарастали, и селища становились похожими на холмы высотой до десяти — пятнадцати метров. Они и теперь хорошо видны на равнинах Фракии или в долинах Фессалии. В наиболее удобных для обитания местах густота сети таких селищ впечатляет: поселения располагались друг от друга всего в трех—пяти километрах.
Дома строились капитально; в огромном большинстве они были одноэтажными, но иногда и двухэтажными. Внутреннюю часть стен штукатурили жидкой глиняной обмазкой, а затем нередко окрашивали или расписывали.
Основу пропитания, вероятно, составляли продукты сельского хозяйства. Преимущественно здесь сеяли разные сорта пшеницы, а также ячмень, горох, вику. Домашнее стадо по большей части состояло из крупного рогатого скота, а также овец, коз и свиней. Охотились на оленя, тура, кабана.
Ни один человек, будь то профессиональный исследователь или же сторонний наблюдатель, не может пройти равнодушно мимо керамики медного века балкано-карпатских культур. Она известна ныне в миллионах обломков и тысячах целых или реставрированных сосудов. Огромные пифосы для хранения зерна соседствуют с малыми изящными кубками, простые шаровидные формы чередуются со сложно профилированными; сосуды обычные — округлые сменяются треугольными; встречаются вазы с вычурными крышками и без них. Глиняное тесто всей этой изысканной посуды великолепного качества и прекрасного обжига. Поверхность множества сосудов залощена до зеркального блеска. Попадаются удивительные сосуды в виде человеческих личин или фигур животных.
Однако, может быть, главное, что приковывает взор,— орнамент на керамике. В этих узорах заключен целый мир представлений и фантазий тех людей. Богатейший, во многом непостижимый и загадочный мир. Орнамент либо врезали особым инструментом по сырой поверхности сосудов, либо наносили кисточкой. На территории современной Болгарии, например, для этой цели использовали мелкотолченый графит, а на территории Молдавии — красную, черную и желтую краски. Орнамент заполнял чаще всего всю поверхность сосуда, иногда — часть ее. Он располагался зонами, полосами, рядами, отдельными фигурами. В этом море как бы непостижимой, но вместе с тем строгой фантазии — круги и овалы, спирали и «бегущие волны». Рисовали людей.
Геометрические фигуры зачастую необычайно сложны, а их композиции уравновешены и гармоничны. Недаром в современных музеях каждым таким сосудом любуются, ибо это произведение искусства. Чтобы достичь подобных вершин, действительно, требовалось двух тысячелетнее развитие.
Уже давно доказано, что любая орнаментация, ее система и основные мотивы представляют собой своеобразные идеограммы. Сумеет ученый разгадать ее смысл — и тогда появится возможность понять мировоззрение древних, их психологию, систему обрядов, характер, идеологию. Однако до сих пор мы остаемся лишь на пороге этого знания.
Представления об окружающем мире ранние земледельцы Балкан выражали еще в одной, очень яркой и чрезвычайно многочисленной, категории изделий — глиняной мелкой скульптуре. Среди этих фигурок безгранично господствовали женские, часто украшенные росписью или врезанным орнаментом. Они были стоячими или сидячими, приспособленными для подвешивания или же для втыкания. Главное, что моделировалось в них, — это туловище и верхняя часть ног. Руки и головы переданы схематично, они не привлекали внимания ни самих художников, ни тех, для кого предназначались.
Ученые нередко считают, что для древних фигурки эти были своеобразной «иконой», способствующей плодородию. Вероятно, с помощью заклинаний над ними люди молили не только об урожае на полях, не только о плодородии почвы, но и плодовитости самих женщин, чтобы не оскудевали людьми кланы и непрестанно росло число соплеменников. К счастью, сохранилась даже целая скульптурная группа, изображавшая сцену в святилище. Она найдена в древнем селище у Овчарова в Болгарии и помогает представить некоторые детали при исполнении обрядов и их смысл. Здесь в глиняной модели какой-то постройки — жилища или храма, было 26 миниатюрных предметов, вылепленных из глины. Среди них — два алтаря-плиты с нанесенными на них знаками солнца и луны. На третьем алтаре совмещались знаки солнца и, очевидно, молнии, а по ребрам плиты были нанесены группы черточек. В этих черточках видят исследователи некую систему, связанную, вероятно, с календарными циклами.
Рядом с алтарями, видимо, стояли маленькие столики, окрашенные в красный цвет, а также сосудики с крышками. В обломках глиняной постройки нашли и четыре фигурки — трех девочек и взрослой женщины, в которых предполагают изображения жриц, служительниц небесного культа. Они свершали здесь моления, возлагали на алтарь жертвы, изливали во время заклинаний из сосудов какую-то жидкость. Руки жриц подняты в молитвенной позе, а тела расписаны красной краской.
Проходит перед нами и галерея скульптурных изображений животных — быков, свиней, оленей, ежей… Некоторые из них представляют собой сосуды, в которые засыпалось зерно или заливалась жидкость. И эти фигуры также служили, скорее всего, каким-то магическим целям, дабы не оскудевали припасы в доме и не уменьшалось стадо в общине.
Культуры, о которых идет речь, распространялись по относительно широкой, но весьма четко ограниченной территории: от Родоп на юге до Северных Карпат, от Адриатики на западе вплоть до Правобережной Украины на востоке. Археологических культур здесь выделено до десятка: трипольская — в Украине, так называемые культуры Караново VI — Коджадермен — в Болгарии, Винча-Плочник — в Сербии, Тисаполгар — в Венгрии и Румынии и другие.
Продолжение следует.
Автор: Е. Черных.