Атлантида – исчезнувший материк. Часть первая.

Атлантида

Очень давно, еще в V—IV веке до нашей эры, то есть почти две с половиной тысячи лет назад, в Греции жил известный философ Платон. Он оставил обширные сочинения, написанные в форме диалогов. В одном из диалогов под названием «Тимей» есть такой рассказ.

Солон, прапрадед Платона, считавшийся одним из величайших мудрецов древности, странствуя по разным землям, очутился как-то в городе Саисе, расположенном у главного западного устья Нила. Бесполезно было бы сейчас разыскивать на географической карте этот город, так как он давно уже исчез с лица Земли. Здесь Солону довелось не один раз вести поучительные беседы со жрецами Саиса — служителями божества, которому поклонялись жители этого города. И во время одной из бесед, рассказав какое-то предание из истории Афин, он услышал от старейшего жреца такую речь.

«О, Солон, Солон, вы, эллины, дети, и старца эллина нет… Все вы юны душой, потому что не имеете вы в душе ни одного старого мнения, которое опиралось бы на древнее предание, и ни одного знания, поседевшего от времени… Вы не знаете, что в вашей стране существовало прекраснейшее и совершеннейшее в человечестве племя, от которого произошли и ты и все вы с вашим городом, когда оставалась от него одна ничтожная отрасль. От вас это утаилось, потому что уцелевшая часть племени в течение многих поколений сходила в гроб без письменной речи».

Нет ничего странного в том, как начал свою речь престарелый жрец. Ведь египетская культура была более древней, чем греческая, и в то время, как египтяне уже писали на папирусе, грекам, или, как их тогда называли, эллинам, искусство письма было еще неведомо. (Наверное, слушать египетских жрецов представлялось грекам очень увлекательным занятием, ведь в те времена не было так много развлечений, хотя уже можно было, например, пригласительные на свадьбу купить (но правда еще не на сайте http://www.1st-class-svadba.com) билеты или в театр, но что-то мы отвлеклись, итак, продолжим).

«Город ваш — продолжал он, — обуздал некогда силу, дерзостно направлявшуюся разом на всю Европу и на Азию со стороны Атлантического моря. Тогда ведь море это было судоходно, потому что перед устьем его, которое вы по-своему называете Геракловыми столпами (Гибралтарский пролив), находился остров. Остров тот был больше Ливии и Азии, взятых вместе, а от него открывался плавателям доступ к прочим островам, а от тех островов ко всему противолежащему материку, которым ограничивается тот истинный понт (то есть море)… На этом-то Атлантидском острове сложилась великая и грозная держава царей, власть которых простиралась на весь остров, на многие иные острова и на некоторые части материка. Кроме того, они и на здешней стороне владели Ливией до Египта и Европой до Тиррении. Вся эта держава, собравшись в одно, вознамерилась и вашу страну, и нашу, и все по ту сторону устья пространство земли поработить одним ударом. Тогда-то, Солон, воинство вашего города доблестью и твердостью прославилось перед всеми людьми.

Превосходя всех мужеством и хитростью военных приемов, город ваш… наконец, одолев наступающих врагов, торжествовал победу над ними… Впоследствии же, когда происходили страшные землетрясения и потопы, в один день и бедственную ночь вся ваша воинская сила разом провалилась в землю, да и остров Атлантида исчез, погрузившись в море».

Согласно рассказу жреца, продолжение которого можно найти в другом диалоге Платона под названием «Критий», остров Атлантида обладал плодородными почвами, на которых произрастали все необходимые для жизни плоды и злаки. Недра земли давали атлантам, жителям Атлантиды, медь, которая в те времена после золота считалась самым ценным металлом. В лесной чаще бродили всевозможные животные, в том числе слоны. Озера и реки были богаты рыбой. Остров имел продолговатую форму и простирался в длину на три тысячи стадий и поперек на две тысячи стадий. Стадия — старинная греческая мера длины, около 180 метров. Следовательно, в длину остров тянулся на 550 километров, а в ширину на 370. Центральную часть Атлантиды занимала плоская равнина, окруженная со всех сторон горами, спускавшимися прямо к морю. На равнине стоял город с многочисленными дворцами и храмами, а вокруг него простирались возделываемые поля. Во многих местах они были перерезаны каналами, по которым сплавлялся с гор лес, а также ходили суда. Эти же каналы давали воду для орошения полей, когда выпадало мало дождей.

Солон запечатлел в своей памяти все услышанное и по возвращении в Афины рассказал об Атлантиде своим ученикам. А его праправнук Платон использовал этот рассказ в своих сочинениях. Так возникло предание об исчезнувшей десять тысяч лет назад Атлантиде.

ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?

Множество ученых читали сочинения Платона и, в частности, рассказ об Атлантиде. Одним, он представлялся занимательной сказкой, из числа тех легенд, которых много было в древнее время и в средние века. Помилуйте, говорили они, разве могла существовать десятки тысяч лет назад такая высокая культура у почти первобытного народа, о которой повествует Платон. Да и неправдоподобно, добавляли они, чтобы огромный остров, чуть ли не материк, вдруг за одни сутки исчез под водой, как будто его и не бывало. Такого мнения придерживался, например, знаменитый немецкий географ Александр Гумбольдт.

Другие же надолго задумывались над строками, посвященными Атлантиде. Они взвешивали каждое слово предания, изучали все материалы, которые могли бы пролить свет на этот вопрос. Старались сопоставить самые разнообразные сведения, которые оставили современники Платона. И чем больше они ломали головы, пытаясь раскрыть истину, тем больше исполнялись уверенности, что рассказ Солона, переданный Платоном, — не вымысел, а самая доподлинная быль. Не потому, что они добыли какие-нибудь неопровержимые тому доказательства. Нет. Таковых не было ни у ученых историков древнего Рима Страбона и Диодора Сицилийского, ни у современника и друга Вольтера француза Бальи, ни у известного немецкого палеонтолога XIX столетия Освальда Геера, ни у русских ученых А. С. Норова, А. Н. Карножицкого, Л. С. Берга, ни у многих других исследователей.

Но все они склонны были считать повествование об Атлантиде не выдумкой, прежде всего, потому, что описание самого острова, его природных богатств, города было удивительно правдоподобным. Разве походило это описание на те небылицы, которые рассказывали о разных фантастических землях и островах? В истории об Атлантиде все звучало естественно, тогда, как в тех легендах на каждом шагу встречались преувеличения, одно несообразнее другого.

Однако, если не было неопровержимых свидетельств существования Атлантиды, то ученым удалось доказать другое. Во-первых, что в отдаленные времена, много тысяч лет назад, могло существовать племя с высокой культурой. Во-вторых, что остров, подобный Атлантиде, мог исчезнуть с лица Земли именно таким путем, о котором повествует Платон. Об одном говорит с полной определенностью археология, о другом геология. Первая наука рассказывает нам, что в земле, при раскопках, можно найти очень интересные вещи. Например, обнаружить следы давно исчезнувших разрушенных древних городов и поселений человека: орудия и украшения, утварь и остатки построек людей, живших тысячи и тысячи лет назад. Таким образом, можно узнать, где и как жили люди, чем они занимались, какая у них была культура.

В семидесятых годах 19-го столетия немецкий археолог Шлиман во время раскопок холма Гиссарлык, на полуострове Малая Азия, обнаружил следы какого-то древнего города. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это не что иное, как остатки знаменитой Трои — города, воспетого замечательным поэтом древней Эллады (Греции) Гомером в поэме «Илиада». Стало быть, Троя существовала. Стало быть, события, описанные в Илиаде, — не поэтический вымысел, как все полагали до этого открытия. А ведь то, что было обнаружено Шлиманом при раскопках, несомненно свидетельствовало о высоком уровне развития троянцев. Стало быть, Трою населял народ с достаточно высокой культурой, хотя это и было много тысяч лет назад.

Точно так же в свое время были обнаружены памятники высокой культуры древнейших государств Ассирии и Вавилонии, существовавших некогда в междуречье Тигра и Евфрата, там, где теперь располагается государство Ирак.

Вторая наука, геология, изучающая строение и историю Земли, говорит, что есть много таких мест, где часто случаются землетрясения. Бывает, что во время сильных землетрясений или вулканических извержений появляются новые острова или внезапно исчезают старые, скрываясь навсегда в морской пучине. Бывает и так, что довольно большие участки суши поднимаются или опускаются, а иногда меняются очертания береговой линии.

Достаточно вспомнить хотя бы два факта. В начале 19-го века, в 1819 году, на юго-западе Индии, в устье реки Инда, случилось сильное землетрясение. Много несчастий причинило это стихийное бедствие населению тех мест. И самое главное: почти четыре тысячи квадратных километров — площадь, примерно равная Керченскому полуострову, — опустилась и оказалась под поверхностью океана, да так, что из воды торчали только верхушки наиболее высоких построек.

Противоположное действие оказало землетрясение в Чили в 1822 году. Там побережье на протяжении более четырехсот километров не опустилось, а поднялось на целый метр. А спустя тридцать лет, в 1853 году, это побережье испытало еще более существенное поднятие — на 8 метров, правда, на меньшей протяженности. Обо всем этом рассказывает летопись землетрясений.

Ну, а если так, то вполне допустимо предположить, что некогда существовал остров «Атлантида», существовал он до тех пор, пока не произошли разрушительные землетрясения, опустившие его на дно моря. И нет ничего удивительного, что Платон упоминает о потопах, которые одновременно с землетрясениями предшествовали исчезновению Атлантиды. Потопы эти — не что иное, как наводнения. Известно немало случаев, когда в результате могучих подземных толчков в океанах возникали волны огромной высоты. Достигая берегов, они нередко затопляли города и села. Так было, например, в 1755 году во время жесточайшего лиссабонского землетрясения. Волна высотой в 10 метров нахлынула на столицу Португалии и принесла неисчислимые бедствия ее жителям. Десятки тысяч людей погибли. Волна двигалась неумолимо, сметая все на своем пути. В это же время на юге Пиренейского полуострова, у города Кадиса, высота ее была в три раза больше.

Что же до неправдоподобно больших размеров Атлантиды, то тут можно предположить следующее. Жрецы Саиса, рассказавшие Солону об Атлантиде, вряд ли располагали точными данными о величине острова. Откуда они могли получить точные сведения? В те времена расстояния определялись очень приблизительно, тем более значительные расстояния. Делалось это, как говорится, на глазок. Почему же не предположить, что жрец позволил себе несколько преувеличить размеры Атлантиды, а Платон повторил то же самое в своих сочинениях? Но если этот большой остров в самом деле существовал, то где же он мог находиться? Где следует искать его следы? Тут-то и начинается самое интересное.

Автор: С. Узин.