История возникновения письменности
Примерно 35 тысяч лет назад доисторический человек сделал первые рисунки на стенах и потолке пещеры. Но лишь много позже сначала в Месопотамии, потом в Египте появились первые писаные знаки. Письменность как система графического изображения структурированной речи появилась лишь в середине четвертого тысячелетия до нашей эры в стране шумеров в Месопотамии. Эта система, изначально состоявшая из пиктограмм, постепенно развивалась по направлению к абстракции, улучшая способность воспроизводить весь человеческий язык.
Со временем, в начале второго тысячелетия до нашей эры, в другом конце мира возникла китайская письменность, также в форме пиктограмм. Системы египетского письма и письма майя, происхождение которых неизвестно, тоже образовались на основе знаковых изображений. Изобразительная сторона первых графических символов напоминает о первых рисунках человека, а именно – настенную живопись эпохи палеолита. Как объяснить эти изображения животных и людей, что составляют настенное искусство в период между 35000-18000 лет до нашей эры? Хоть и невозможно найти в них ни связи со структурированным языком, все же мы рассматриваем их как стремление представить объекты в графической форме, что указывает на существование общего языка (или, по крайней мере, точек отсчета) внутри группы, а значит и на существование общей мысли.
Однако тысячелетия отделяют рисунки, что остались от Ориньякской и Магдаленской культур, от самых первых графических символов нефигуративного характера, например, от цифр, независимо от того, это система счетных палочек в древнем Китае, шумерская система счета с помощью пустых внутри глиняных шариков. Именно в течение этого очень долгого промежутка времени происходила неолитическая революция. Именно тогда произошли серьезные изменения в отношениях человека с его окружением: с охотника-собирателя он превратился в производителя.
Путем стилизации и сочетания первоначальных изображений письменные системы пришли к воспроизведению языка и мысли. Так, например, первые шумерские логограммы подобно китайским пиктограммам передавали базовые понятия, поэтому для воспроизведения содержания нужно было толкование. Касты «писцов» потратят не одно столетие на совершенствование этого способа воспроизведения, пока не придут к системам, способным записывать все оттенки речи.
Фонетическая новация
Если появление шумерской, китайской и мезоамериканской письменных систем можно объяснить эволюцией, то разные фонетические системы (азбучные и силабичные) во всем мире благодарят своим существованием распространению какой-либо заимствованной в том или ином обществе, том или ином языке той первоначальной модели, которая затем имитировалась и видоизменялась.
Действительно, считается, что первой системой фонетической транскрипции (возможно, силабичной) была финикийская система, первые знаки которой можно проследить до 13-11 века до нашей эры. Хотя точное происхождение финикийского письма еще не выяснено (возможно, оно уходит корнями в шумерские идеограммы), сегодня специалисты полагают, что в основном именно оно стало матрицей, из которой развились различные фонетические азбуки, применяемые сегодня в мире.
Конечно, распространение фонетического письма происходило благодаря перемещению населения (например, прибытие арамейских кочевников к Месопотамии), коммерческой деятельности (финикийские купцы во всем восточном Средиземноморье), политическому господству (нашествия дорийцев в Греции) или религиозной экспансии (в частности, христианства через перевод Библии на словенском языке), однако главным фактором их успеха, безусловно, была простота в пользовании ими по сравнению с клинописью или сложностью иероглифов.
Каждое из обществ, друг за другом заимствовали финикийскую систему, приспосабливало ее к требованиям собственного языка. Так родились арамейский, иврит и набатейская системы письма, от которых потом пошли другие адаптированные письмена – греческие и арабские, которые в свою очередь дали рождение другим системам письма.
Назад к изображению
В конце концов, какой должна быть функция письменности? Сначала она удовлетворяла два разных вида потребностей. В Китае она использовалась в основном для связей с остальным миром, что подтверждается некоторыми археологическими памятниками, такими, например, как резные латы черепах и «кости оракула». Итак, с самого начала имела место магическая функция, прямо противоположная той, которую писание выполняло в стране шумеров, где оно употреблялось, прежде всего, для ведения учета и счетов. В других краях, в Египте и в стране Майя, письменность служила религии, знали ее только жрецы. Позже в Европе письменность была долгое время исключительной привилегией духовенства.
Поскольку духовная и светская власти очень часто находились в руках одних и тех же лиц, писание, тесно или отдаленно связано с магией, начинает проникать в среду юридической и политической власти. Долгое время, будучи прерогативой власть имущих, оно потихоньку просачивается в другие сферы общества. Так, например, когда исчезли жрецы майя, секреты их письма исчезли вместе с ними, а в Египте на введение денотичного письма, используемого в администрации, торговли и литературе, ушло несколько столетий.
Массовая письменность в Европе наступила только в конце XIX века.
Как ни странно, именно в таких обществах, где законы воплощены в письмо, а письмо часто имеет силу закона, в течение последних полутора столетий значительно усилила свои позиции коммуникация через средства изображения. Если изобретение типографии, возможно, на некоторое время заморозило или затормозило эволюцию письменности, то уверенное возвращение изображения, а также постоянное появление новых идеопиктограм в быту является доказательством того, что эта эволюция возобновила свое движение.
Автор: Ксавье Перре.