История гимнастики. Часть первая.

Гимнастика

«Гимнастика». Это слово ежедневно входит в наше жилье вместе с утренними физическими упражнениями; мы слышим его на уроках физкультуры в школе и вузе; оно значится в режиме санаториев и больниц, армейских частей и флотских экипажей; его мы читаем на афишах крупнейших спортивных соревнований. Ни одни Олимпийские игры не обходятся без гимнастики. «Гимнастика» — слово не новое: оно было известно еще 2 500 лет тому назад. Этот термин появился в Древней Греции в V веке до нашей эры. Произошел он от греческого слова «гимнос», что значит «обнаженный», (в ту пору юноши занимались физическими упражнениями в обнаженном виде). Тогда под этим термином понимали весь комплекс физических упражнений, применявшийся с образовательной целью, а позднее и с лечебной целью.

Такое положение в физическом воспитании сохранялось фактически до XIX века, когда стали постепенно складываться национальные системы гимнастики (немецкая, французская, шведская и др.), вобравшие в себя такие средства, которые характерны для современной гимнастики.

Физические упражнения современной гимнастики имеют гораздо более древнюю историю, нежели сам термин «гимнастика». Как свидетельствуют памятники культуры прошлого, некоторые гимнастические упражнения были известны еще за 3 тысячи лет до нашей эры.

Среди памятников древнеегипетской стенной живописи, относящейся к тому периоду, можно найти изображения стоек на голове, переворотов прогнувшись, исполнявшихся одним гимнастом или вдвоем, мостов, стоек, демонстрировавшихся не только акробатами, но и танцовщицами.

Гимнастика

Весьма примечательны памятники крито-микенской культуры, дошедшие до наших дней: на камнях и печатях можно встретить изображения девушки и юноши, которые, взявшись за рога быка, делают переворот над его головой и становятся на спину, после чего прыгают на землю. Эти упражнения обычно проделывались целой группой молодых людей по очереди. Таким образом, прародители гимнастов упражнялись на живых снарядах. Интересно, что родоначальниками игр с быками были женщины и лишь позднее в эти игры стали включаться мужчины.

Гимнастика

Другим живым снарядом явился конь, на котором всадники, совершенствуя свое искусство верховой езды, упражнялись в вольтижировке, или, как говорят на Востоке, джигитовке. Понимая, что живой конь не очень удобная опора для обучения джигитовке, наши предки стали пользоваться деревянной моделью коня. Эта модель была уже хорошо известна в Древнем Риме. Флавий Вегеций — римский историк, написавший в 384—395 годах пять книг по военному делу, указывал, что не только молодые воины, но и подготовленные солдаты должны были постоянно и тщательно упражняться на деревянном коне, выполняя довольно обширную программу. (Наверное, для людей прошлого подобные упражнения заменяли, в том числе современные ортопедические матрасы, цены на которые весьма велики).

Появление деревянного коня и его широкое распространение в качестве снаряда для специальных упражнений легко объяснимо тем, что конница уже в древние времена являлась необходимой частью любой армии. Воины обучались вольтижировке довольно тщательно вначале на деревянном, а затем и на живом коне, чтобы в случае необходимости применять эти навыки в боевой обстановке.

Гимнастика

Упражнения в вольтижировке, имевшие непосредственно военно-прикладное значение в Древнем Риме, послужили основой для развития снарядовой гимнастики. Специальные упражнения на коне в эпоху средневековья не имели распространения, видимо, потому, что способы ведения войны в этот период требовали от наездника не столько ловкости, сколько силы. Закованному в броню и тяжело вооруженному рыцарю, сидевшему на коне тяжелой породы и также закрытом броней, не требовалось навыков вольтижировки. Все искусство рыцаря сводилось к умению крепко держаться с седле с высокой спинкой и заставлять лошадь делать несложные повороты во время единоборства всадников.

В дальнейшем, когда было изобретено огнестрельное оружие, которое привело к упадку рыцарскую систему военно-физического воспитания, военное дело снова предъявило повышенные требования к маневренности, подвижности всадников. Опять возникло и быстро совершенствовалось искусство вольтижировки. Всадники должны были специально изучать вольтижировку; появились специальные преподаватели, которые одновременно преподавали и фехтование.

Стали появляться книги по вольтижировке. Так, например, в 1657 году была издана книга амстердамца И. Пашена. Вольтижировка на деревянном коне по своему характеру и форме движений постепенно изменялась, приближаясь к той, которую мы видим в настоящее время.

Довольно сложный путь прошли и другие гимнастические снаряды, хотя их история и не так далеко ушла вглубь веков. Византийский писатель Никифор Григора (1295— 1360) описал в своей книге группу канатных плясунов, выполнявших на туго натянутом горизонтальном канате не только различные упражнения в равновесии, но и такие упражнения, которые выполняются на перекладине, в том числе большие обороты. Это, пожалуй, первое упоминание о столь популярном в наше время элементе упражнений на перекладине.

В эпоху средневековья профессиональные акробаты употребляли длинные шесты для исполнения на них различных трюков как статического, так и динамического характера. Перекладина как гимнастический снаряд описана и французским гуманистом Франсуа Рабле. В своей книге «Гаргантюа и Пантагрюэль», вышедшей в свет в 1535 году, автор, рассказывая о своем герое — великане Гаргантюа, отмечает, что он был хорошим гимнастом и упражнялся на огромной перекладине, укрепленной между двумя деревьями.

Последующим свидетельством существования перекладины как гимнастического снаряда в XVI веке служит картина голландского художника П. Брейгеля (старшего). На ней можно увидеть детей, занимающихся на низком толстом бревне. Их упражнения напоминают к какой-то мере современные упражнения на перекладине.

Игра детей

Один из создателей немецкой системы гимнастики, И. Гутс-Мутс, в своей книге «Гимнастика для юношества« (1793 г.) писал, что лазанье по деревьям является вершиной гимнастического искусства, и предлагал для овладения этим искусством особые снаряды: канат, натянутый горизонтально между деревьями; канат, натянутый наклонно; бревно или шест, расположенные наклонно между двумя опорами. На этих снарядах юноши выполняли простые висы, висы на подколенках, передвижение на руках и другие элементы снарядовой гимнастики.

Таким образом, упражнения на перекладине возникли фактически как подготовительные к овладению способами лазанья по деревьям. Этой же цели служил и специальный городок, описанный И. Гутс-Мутсом в 1817 году.

Изобретателем перекладины в том примерно виде, как она выглядит в настоящее время, считают Ф. Яна (Германия), положившего начало снарядовой гимнастике в целом; на его площадке под Берлином в 1811 году уже имелась настоящая перекладина. Она представляла собой деревянный шест диаметром 5—5,5 см, закрепленный горизонтально на такой высоте, что на нем можно было раскачиваться, не дотрагиваясь ногами до земли.

Конечно, перекладина столь большого диаметра не пружинила, и многого делать на ней нельзя было; тем не менее, идея оказалась очень перспективной. Ученик Ф. Яна — Э. Эйзелен продолжал придумывать интересные упражнения на этом снаряде. Одно из основных — подъем разгибом — изобрел в 1850 году Купце. Созданию большой массы элементов на перекладине, росту их трудности особенно способствовало то обстоятельство, что в середине позапрошлого века деревянная перекладина была заменена стальной. Небольшой диаметр и хорошая упругость позволили довольно быстро разработать большое количество самых разных упражнений на ней.

Следует напомнить, что еще в самом начале прошлого столетия выпускались по старой традиции перекладины, покрытые тонким слоем фанеры (ведь перекладина должна быть деревянной!). Однако этот слой быстро стирался и не столько помогал, сколько мешал гимнастам; поэтому уже в двадцатых годах стали изготовлять перекладины современного типа, то есть без фанерного покрытия.

Гимнастика

В начале XIX века занятия на перекладине носили в известной мере характер соревнований, однако состязались не так, как теперь, то есть не в лучшем исполнении комбинаций, составляемых из большего количества разнообразных элементов, а в возможно большем количестве повторений одного и того же элемента. Лишь постепенно — по мере появления новых элементов — стали переходить к соревнованиям на лучшее выполнение целых комбинаций. Так как гимнасты придумывали элементы махового и силового характера, то на соревнованиях и праздниках обычно проделывали отдельно комбинации силовых элементов и отдельно маховых.

Продолжение следует.

Автор: М. Укран.