История денег: от древности до наших дней
Содержание:
Вряд ли колесо изобретали единожды. Это случалось, когда в том возникала крайняя нужда. Если нужды не было — обходились без него. В Америке колеса (почти) не знали. Не потому, что доколумбовы американцы были глупее жителей Старого Света — просто в Америке не было животных, которых можно было бы запрячь в телегу. Но уж если колесо появлялось, оно обязательно было круглым. Другие формы, хотя и возможны, неудобны. История денег и схожа с историей колеса и отличается от нее. Они также не одиночное гениальное изобретение. Они также возникали там, где появлялась в них нужда. Но круглыми монета стали сравнительно недавно и далеко не везде. Даже сегодня, когда, казалось бы во всем мире есть только металлические кружки да бумажные прямоугольники, в некоторых районах земного шара доживают свои дни иные деньги. Раньше же разнообразие их форм было просто удивительным.
Деньги — спутник торговли, а торговля тоже прошла нелегкий путь от самого простого обмена к операциям, в которых деньги присутствуют лишь в виде банковских абстракций. Изучая историю денег, ученые обращались к первобытным племенам. В самых примитивных формах торговля наблюдалась, например, у австралийских аборигенов, где на корробори, или дружеском собрании племен, гости и хозяева обмениваются подарками, но при том обе стороны внимательно следят, чтобы подарки соответствовали друг другу по ценности. Здесь еще никакого всеобщего эквивалента нет. Просто каждый приблизительно представляет себе, скольким дротикам отвечает жернов или пригоршня красной охры.
Но вот наступает день, когда какой-то из предметов обретает преимущественный статут, и незаметно для самих участников этого процесса все остальные вещи и продукты начинают измерять в быках, кусках соли либо серебряных слитках. А вариантов здесь множество. И тогда мы можем говорить о первых деньгах.
Чаще всего первыми деньгами становились, нужные вещи. То, в чем измерялось богатство человека или племени, или то, без чего не проживешь. И очень типичны здесь скот — у кочевников, зерно (рис, ячмень, кукуруза) — у земледельцев, шкуры — у охотников. А дальше развитие денег можно представить себе в виде генеалогического древа, которое имеет странную форму: выросши из нескольких корней, ветви размножаются непомерно, затем одна за другой отсыхают, уступив место круглым монетам и ассигнациям. (Пожалуй в те далекие времена взять кредит на карту онлайн было бы весьма проблематично).
Быки и овцы, меры зерна оказалась деньгами полновесными, надежными, но крайне громоздкими, и потому люди начали искать им заменители. Но заменители, имеющие стоимость сами по себе. Ведь и сегодня мы пользуемся не деньгами, а их заменителями. Еще недавно деньги нашего времени лежали в подвалах банков в виде золотых слитков. Монеты и банковские билеты сами по себе не стоят и малой части той суммы, которая на них изображена, они только послы, полномочные представители золотых слитков, заснувших в сейфах. Эти тонкости экономики ни нашим далеким предкам, ни народам, еще 200 лет назад существовавшим в отрыве от общей реки цивилизации, не были понятны. Деньги должны быть дорогими. Отсюда и возникает множество ветвей нашего генеалогического древа. Какие же из ветвей известны больше других?
Раковины деньги
Раковины каури. Эти маленькие раковины до самого недавнего времени были разменной монетой и на островах южных морей, и во многих районах Азии и Африки. Чем же можно объяснить их живучесть и распространение? Неужели тем, что каждый, у кого возникла потребность в мелочи, спускается к океану, набирает мешок ракушек и затем отправляется по своим торговым делам? Все наоборот. Раковины стали деньгами именно потому, что набрать их совсем не так просто, они водятся лишь в немногих местах. Еще важнее то, что деньгами служат не сами раковины, а лишь кружки, аккуратно выпиленные из них, просверленные и нанизанные на длинные нити. Причем белые раковины самые дешевые, потому, что их найти легче. Розовые — дороже, красные — самые дорогие. Раковину надо найти, высушить, распилить, обрезать, просверлить, нанизать… И к тому временя, когда все эти операции завершаются, связка каури уже несет в себе стоимость вложенного в нее труда. К этому добавляется необходимость вывезти каури из мест добычи. Поэтому каури — самые настоящие деньги, и куда ближе к золотым слиткам, чем к долларовым купюрам. И их удобно носить с собой.
Обладатели раковин каури были в куда лучшем положении, чем африканцы, которым приходилось, например, иметь дело с железными стержнями или копьями. Предметы из железа были в Африке широко распространены вместо денег. В прошлом веке английская путешественница Фоулер-Дуин писала о них вот что: «В Кайлахуке (Сьерра-Леоне) я впервые увидела пенсы «кисси». Это тонкие железные стержни длиной в шестнадцать дюймов, крученые и выкованные молотом. Они служат здесь разменной монетой и признаются в соседних странах. На шиллинг их идет дюжина. Я заметила, как на базаре появился местный житель, несущий на голове туго завязанного визжащего поросенка, и видела, как он возвращался с доков, обменяв поросенка на громадный пук этих пенсов. Я не представляю, как можно украсть такое сокровище.
Но что поделаешь, если деньги еще не научились претворяться, не научились становиться условными знаками.
Из таких вот «чистых» денег, остатков прямого обмена, наследников овец и топоров, некоторые дожили до наших дней. Правда, они в большинстве случаев потеряли свое значение.
До сих пор в Африке можно встретить женщин, несущих на себе вечное бремя многочисленных медных или бронзовых браслетов, тяжелых и не весьма удобных. А эти браслеты также имеют длительную «денежную» историю. Стоимость их когда-то была четко определена, и они служили не только и не столько украшением, а скорее демонстрацией богатства их обладательницы. И, в конце концов, мы можем проследить смысловую цепочку от них к золотым кольцам или серьгам, хотя наши современницы вряд ли думают о том, что украшают себя денежными знаками, и обиделись бы, узнав об этом.
Из этой же породы «стоящих» денег до наших дней дожили странные «монеты», которые можно сегодня увидеть иногда в магазинах, торгующих чаем. Когда-то это были деньги, принятые, в частности, в Сибири и на Дальнем Востоке. Теперь они зовутся просто плиточным или кирпичным чаем. Издавна эти плитки изготовлялись в Южном Китае из отходов чайного производства. Чай смешивали с бычьей кровью и массу прессовали в формах. Затем торговец, взвалив на спину стопку чайных кирпичей, отправлялся на север. Через несколько дней или недель пути он обменивал кирпичи на нужный товар и возвращался, а чай продолжал путешествие к Тибету, Дальнему Востоку, Центральной Азии, по дороге дорожая и меняя десятки рук. Сегодня любитель плиточного чая, отламывая кусок от плетки (бычья кровь при ее изготовлении теперь не применяется), не думает о том, что рвет банкноту.
Монеты из книг и другие необычные деньги
Деньги долгое время никак не могли порвать связи с предметами, для приобретения которых предназначались. Они уже перестали быть самими предметам, но упорно маскировались под них. Примером тому могут служить известные на Пануа деревянные свиньи. В некоторых районах Африки железные деньги изготовляли не только в виде стержней и топоров, но и в виде их моделей, уменьшенных копий.
Уже три тысячи лет назад в Китае появляются бронзовые литые монеты. Но не круглые. Монеты подражают вещам. Они удивительно разнообразны: известны монеты-ножи, монеты-лопаты, монеты-плуги, монеты-ключи, монеты — музыкальные инструменты.
А в Малайе, где много месторождений олова, разменные деньги изготовлялись из этого металла. Чаще всего они принимали вид фигурок животных. Долго были в ходу также монеты в виде четырехугольных шляп: со срезанной верхушкой. Эти шляпы были удобны тем, что их можно было нанизать на веревку и вложить одна в другую.
В рассказе о необычных деньгах неизбежно сбиваешься на перечисление. Без этого не обойтись — иначе не покажешь всего многообразия человеческой изобретательности. Но а в этом можно проследить закономерность. Во-первых, деньги необычных форм и из необычных материалов следует искать в относительно изолированных областях земного шара. С этим связан и выбор материала для денег. Если под рукой нет бронзы или серебра, если даже раковины каури малодоступны, ничего не остается, как выбирать из подручных материалов.
Деньгами часто служили зубы. На Аляске — зубы белого медведя. На Новой Гвинее – собачьи клыки, на других островах южных морей — клыки кабанов. Для этого кабанчикам вырывали верхние клыки, и нижние росли беспрепятственно, загибаясь в кольца. Чем сильнее был загнут клык, тем выше он ценился.
Индейцы сиу использовали в качестве денег когти орлов, а перья птиц встречаются в торговле десятков народов. В Бразилии для этого использовались перья фламинго, на острове Санта-Крус, в Океании, изготовляли кольца из перевязанных голубиными перьями перьев попугаев.
Из деревянных денег больше всего известны бамбуковые деньги в Китае, из каменных — нефритовые топоры.
Не миновала сия чаша и съестные продукты. На Аляске долгое время разменной монетой были сухари. Их привозили с юга торговцы, и они были очень удобны — легкие и прочные.
В самом конце XVII века английские пираты, проникшие через Панамский перешеек на побережье Тихого океана, были немало удивлены, увидев, что индейцы используют вместо монет бобы какао. Впрочем, и в Старом Свете деньги изготовляли из самых экзотических материалов, когда не было серебра или других металлов.
В 1572 году голландский город Лейден был осажден испанцам. В составе гарнизона находился отряд наемников, которым надо было платить, чтобы они не перешли на сторону противника. Когда запас денег в городе иссяк, обратились к запасам церковного серебра и вырубили из него так называемые «осадные» деньги. Осада все продолжалась, а серебро кончилось. И тогда из церквей были изъяты книги. Сначала в дело пошли переплеты. Монеты вырезали из толстой кожи, выдавливая на ней сумму штемпелями для чеканки талеров. Когда же не хватило и переплетов, склеивали по нескольку страниц и выдавливали талеры на бумаге.
Невероятны многообразием отличались такие эрзац-деньги в Германии, когда после окончания первой мировой войны страна была охвачена инфляцией. Известны монеты и банкноты (нотгельды), сделанные из фаянса, кожи, линолеума, консервных банок и даже прессованного угля.
И совсем уж нестойкими были деньги, выпущенные в Шанхае в тридцатых годах прошлого века, во время войны с Японией. Они изготовлялись из хозяйственного мыла. И все-таки самыми удивительными та всех известных денег считаются деньги с острова Яп в Океании.
Самые большие деньги в мире
Остров Яп, один из Каролинских островов, может похвастаться деньгами «фе», превышающими весом и размером все остальное, придуманное людьми по этой части. На самом острове нет известняка, зато на острове Палау, в нескольких десятках миль от Япа, существуют его выходы. Поэтому желающий разбогатеть житель Япа всегда мог направиться на пироге к Палау, там выловить подходящую плиту известняка, обработать ее в виде жернова с отверстием в середине и, докатив до берега, отвезти ее домой. На Япе эти жернова, которые достигали двух метров в диаметре, устанавливались около домов или вдоль дорог и служили финансовым обеспечением, банковскими сейфами семье островитян.
Все они были на счету, и при сделке порой было достаточно договориться о переходе одного фе в собственность нового лица, а трогать монету с места не требовалось. Ценность монет была реальной, никак не условной. Ведь для того, чтобы установить фе у своего дома, надо было затратить массу времени и труда, не говоря уж о том, что многие из пирог с охотниками за деньгами погибали в море. (Подумалось, что деньги на карту в современном мире в разы удобнее, чем такие вот огромные деньги этих островитян)
За столетия, прошедшие со времен изобретения этой денежной системы, на острове накопилось несколько сот фе. Но в семидесятых годах позапрошлого века некий капитан О’Кифи потерпел кораблекрушение у берега острова и был подобран островитянами. Поняв роль фе, он решил использовать этот обычай в своих интересах. Покинув остров О’Кифи купил небольшую шхуну и отправился на ней на Палау. Там он заказал несколько десятков фе, с ними вернулся на остров и выгодно обменял деньги на копру. Так остров Яп впервые столкнулся с проблемой инфляции.
О’Кифи закупал копру на острове за фе, добыча которых обходилась ему в несколько раз дешевле, чем островитянам. Правда, экономика острова оказалась достаточно стабильной, и разорения на нем не наступило. Затем О’Кифи выкачивал с острова копру, еще более упростив процедуру денежных расчетов. Он лишь отвозил жителей острова на Палау, те сами изготовляли там фе, затем грузили на шхуну и возвращались на ней домой. И до тех пор, пока остров Яп не был захвачен Германией и превращен в колонию, О’Кифи жил безбедно.
Пример с О’Кифи и деньгами острова Яп — далеко не единственный случав, когда сообразительные европейцы использовали в своих целях особенности денежных систем отдаленных народов. Компания Гудзонова залива в Америке располагала целым набором различных браслетов для индейцев, а на немецких заводах в Руре изготавливались поточным порядком топоры, высоко ценившиеся в некоторых областях Африки, как надежное средство обмена.
Ритуальные деньги
Есть деньги, которые годятся в дело только в строго определенных случаях. Наиболее типичны тут монеты, которые клали в могилу вместе с мертвецами, чтобы душа усопшего могла на том свете обзавестись необходимым, либо заплатить за перевоз через реку мертвых, либо подкупить злых духов — во многих религиях материальное обеспечение души совершенно обязательно. Чаще всего для этой цели употреблялись самые обычные монеты, но в некоторых случаях — то ли из экономии, то ли из более сложных соображений — использовали специальные денежные знаки. Например, в древнем Китае на язык умершему клали костяную пластинку с вырезанной на ней головой дракона.
Так же существовали монеты, которыми должники платили неустойку. Они отличались от обычных монет «пу», похожих на упрощенную человеческую фигуру, тем, что иероглифы на этих специальных монетах изображались вверх ногами.
Но все-таки самыми многообразными из «спец денег» были деньги, предназначенные на покупку или выкуп жены. Порой они, как, например, щиты на Соломоновых островах, действительно представляли собой большую ценность, порой были чисто символическими и составляли лишь часть ритуала. Такую роль играли, например, бронзовые фигурки коров на колесиках. Они олицетворяли собой богатство, которое должно сопутствовать будущей семейной жизни.
Сегодня мы можем говорить о всех этих необычных деньгах лишь в прошедшем времени. На Земле уже не осталось изолированных уголков, куда не проникали стандартные кружочки металла и квадратики бумаги. Но само существование тысяч, разнообразных денежных систем важно для историков, потому что они показывают не только многообразие путей развития человечества, но и единство законов, по которым оно развивается.
Автор: Игорь Можейко.