Гипатия и Александрийска трагедия

Гипатия

Ее убили днем на одной из центральных улиц Александрии, убили зверски на глазах у многих жителей древнего города. Разъяренная толпа религиозных фанатиков подстерегла, когда она возвращалась из Александрийской библиотеки. Ее вытащили из экипажа и поволокли к церкви Кесарион. С налитыми кровью глазами фанатики выламывали ей руки, на тело женщины сыпались тяжелые удары. Потом с нее сорвали одежду, сдирали кожу устричными раковинами. И уже бездыханное тело сожгли на костре… Так в один из мартовских дней 415 года погибла выдающаяся женщина-ученый Гипатия, погибла, растерзанная толпой фанатичных христиан, подстрекаемых александрийским архиепископом Кириллом — организатором преследований язычников и еврейских погромов во славу христианства. (Увы, мрачная станица истории христианства началась как раз во времена Гипатии и сожжения Александрийской библиотеки. Как видим, ранние христиане уже в 5-м веке успели позабыть заповеди Христа, а впереди еще ждало мрачное средневековье с трибуналами «святой» инквизиции, сожжениями еретиков, религиозной нетерпимостью и крестовыми походами).

До наших дней дошло мало сведений о Гипатии. Известно лишь, что она родилась в 370 году в семье видного в те времена математика Теона и уже в молодости проявила незаурядные способности. Она увлеклась математикой и философией и, по свидетельству современников, в математике вскоре превзошла своего отца, а в философии «всех современных философов».

Блестящие способности Гипатии не остались незамеченными. Ей была предложена кафедра философии в Александрии, где и началась ее научная деятельность. Уже этот факт сам по себе был невероятным. Женщина во главе кафедры! Но, видимо, талант Гипатии был так ярок, что ученые мужи решились предложить ей сугубо «мужской пост». Те отрывочные сведения о Гипатии, которые дошли до нас, свидетельствуют о том, что по своим философским взглядам она была последовательницей Платона, занималась толкованием его сочинений, а также сочинений Аристотеля. Гипатия деятельно распространяла неоплатоновские воззрения.

Блестящая эрудиция, незаурядный ораторский талант, поражавшее современников красноречие, тонкий аналитический ум Гипатии вскоре стали известны во многих землях. Чужестранцы нередко приезжали в Александрию только для того, чтобы увидеть Гипатию, услышать ее. Когда она читала лекции в Александрийской библиотеке, то даже на улице возле здания толпились люди, чтобы хоть краем уха уловить ее слова. До наших дней дошла любопытная ода греческого поэта, которую тот посвятил Гипатии.

«Когда ты предо мной
и слышу речь твою,
Благоговейно взор в обитель чистых звезд
Я возношу — так все в тебе.
Гипатия,
Небесно — и дела, и красота речей,
И чистый, как звезда,
науки мудрой Свет…»

Современники отмечали, что все, кто встречался с Гипатией, сразу же попадали под влияние ее удивительного обаяния и блестящей эрудиции. Интересы этой выдающейся женщины были необычайно разносторонни. Особенно много времени она уделяла математике. С увлечением занималась и астрономией. По дошедшим до нас сведениям, она явилась изобретательницей ареометра — прибора, которым и в наши дни пользуются для определения содержания в жидкости растворенного вещества. Она одна из первых подумала о том, что мореплавателям нужен прибор, с помощью которого можно в любой момент определить положение корабля в открытом море. Астролябия, изобретение которой приписывают Гипатии, служила мореходам вплоть до XVIII столетия.

Образ Гипатии впоследствии привлек внимание многих мыслителей, писателей, ученых. Английский просветитель XVIII века Джон Толанд говорил, что Гипатия — «добродетельнейшая, ученейшая и достойнейшая дама, разорванная на куски александрийским духовенством, чтобы удовлетворить гордость и жестокость своего архиепископа». К образу Гипатии обращались Вольтер и Леконт де Лиль. Ей посвятил роман английский писатель Чарльз Кингсли.

Ей должны были бы при жизни вознести хвалу, при жизни окружить почестями. А случилось так, что она стала «мученицей науки».

В те годы Александрия была одним из центров христианства. Ретивые проповедники распространяли среди жителей города новые религиозные идеи. Христианские фанатики стремились уничтожить все, что осталось от язычества. Великолепные произведения искусства разрушались только потому, что они были созданы языческими мастерами. Подожженная христианами, сгорела великая Александрийская библиотека, сокровищница знаний, в которой многие годы собиралась редчайшая литература из разных стран мира. Гипатия занималась науками, которые, с точки зрения духовенства новой религии, были вредными для людей. Церковники и монахи ненавидели ее и считали чернокнижницей. Сам факт, что философией и математикой стала заниматься женщина, они объясняли не иначе, как происками дьявола.

Гипатия представляла опасность для александрийского духовенства еще и потому, что она, далекая от христианства, оказывала большое влияние на префекта Александрии. И как раз в тот момент, когда распри между светской властью и церковниками достигли наибольшего накала, Гипатия стала жертвой фанатиков.

Церковники и монахи стали распространять слухи, будто она ведьма, что она использует свои злые чары против христиан. Слухи ползли из дома в дом, все более возбуждая болезненное воображение фанатиков-христиан. И стоило кому-то из них призвать к убийству этой женщины, как толпа бросилась на нее — «ведьму», «колдунью», «чернокнижницу».

Впоследствии христианские богословы всячески старались снять с архиепископа Кирилла ответственность за эту дикую расправу. Любопытно, что впоследствии христианская церковь попыталась превратить Гипатию чуть ли не в святую великомученицу. Ее биография была использована при составлении жития Екатерины Александрийской, святой христианского пантеона.

Автор: А. Белов.

2 комментария

  • Сергеев Дмитрий

    Целиком согласен со словами апостола Павла , но считаю что те кто расправился с Гипатией , если не покаялись , будут осуждены на суде Божьем и не будет им прощения . Советую всем Христианам подражать Христу , а не лже проповедникам !

  • Сергей целиком согласен с вашим комментарием и особенно с тем, что следует подражать Христу, а не лже проповедникам, коих было не мало. Если же взять историю христианства, то можно ясно увидеть как сильно было искажено первоначальное учение Христа. Особенно в средние века, время крестовых походов, неистовых религиозных войн, инквизиции.