История риса и маиса

рис

Около миллиарда тонн в год: это все зерновые, весь хлеб нашей планеты. Примерно треть всего этого хлеба приходится на рис, одна пятая — на кукурузу. И сегодня, пожалуй, не найдется на Земле значительное государство, где бы не росла хоть одна из названных культур. Подчеркиваем: культур, ибо дикие сородичи риса и маиса расселены повсеместно еще с тех времен, когда человека и в помине не было. Геродот упоминает о жителях Индии, тогда еще очень далекой Индии, которые питаются зернами каких-то дикорастущих злаков. «Отец истории» несомненно, имеет в виду рис (хотя тот был уже в Индии окультурен).

Теофраст через век после Геродота дает уже весьма точное описание: «Всего больше едят индийцы рис, из которого делают варево. Он похож на полбу, выщелучивается подобно крупе, удобоварим, а на вид растет подобно головолому (пырею) и обыкновенно стоит в воде, но не колосится, а образует космы, как просо». Собственно, Теофраст пользуется сведениями, полученными от воинов Александра Македонского — первых европейцев, которым довелось вкусить рисовой каши.

Спустя несколько веков в Риме, во времена оживленной торговли даже с отдаленными государствами, рис еще считался экзотическим продуктом, употребляемым, в основном, как лекарство. В одной из сатир Горация приводится следующая сценка. Некий скряга осведомляется — во сколько обойдется ему рекомендуемая врачами тизана (рисовая кашица). Узнав, что не меньше 8 асов, восклицает: «Ух!»

И только через пятнадцать веков рис наконец-то обосновался в Италии, пройдя долгий путь через руки посредников-арабов, долину Нила, Испанию… Однако эта культура принесла с собой больше несчастий, чем радостей. Искусственное затопление, вернее, заболачивание отдельных местностей (то, что мы теперь назвали бы порочной мелиорацией) привело к гигантскому развитию малярийных очагов. С XVI по XIX век местные власти заботятся не о расширении, а об ограничении посевов риса. Его разрешается сеять там, где не растут никакие другие полезные злаки, где поблизости нет ни жилья, ни дороги…

В 1696 году первый урожай мадагаскарского сорта риса собран в Америке, в районе Каролины. И те, кто своими руками создает рисовые плантации в Южных штатах, прибыли тоже издалека — это черные рабы…

Позвольте, но ведь рис был известен в Америке задолго до Колумба. Он обильно произрастал в районе Великих озер. О том, какую роль он играл в жизни аборигенов, можно судить хотя бы по тому, что у некоторых племен сентябрь назывался «месяц сбора риса», октябрь — «месяц сушки риса». Около двухсот географических названий в этом районе связано с тем же рисом. Только диким рисом. Почему же его здесь не культивировали?

В той же северо-западной части США главной была другая сельскохозяйственная культура — маис. Ирокезы с давних времен возделывали одиннадцать ее разновидностей, с зернами различной формы и цвета. Один из путешественников начала XVII века пишет: «…Стебли маиса достигают такой высоты, что среди полей заблудиться легче, чем в лесу…» Старики-ирокезы, хранящие предания своего племени, уверяли, что одной из задач ирокезских военных походов было добывание новых сортов маиса…

маис

Европейские колонизаторы, борясь с туземцами, уничтожают их посевы и запасы зерна. А зерна маиса, между прочим, отправляют на родину в качестве семян экзотического растения. С начала XV века маис красуется в испанских, итальянских, немецких, английских садах и парках. А в придунайских странах маис находит свою вторую родину и новое имя — кукуруза…

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.