Из истории одежды. Брюки против юбок.
Одним из главных пунктов обвинения против Жанны д’Арк на суде было то, что она ходила в мужской одежде. А самые ярые сторонник влияния моды на историю утверждают, будто Велика Французская революция произошла потому, что легкомысленная жена Людовика XVI Мария-Антуанетта была слишком большой модницей. И суть не в том, по их мнению, что она непомерно много тратила на наряды, и не в знаменитом «деле об ожерелье» описанном Александром Дюма в авантюрном романе. Просто в один прекрасный день французская королева имела не осторожность показаться своему народу не в платье, а в чем-то вроде длинных дамских брюк. Ей изрядно досталось от возмущенной толпы, ее вытащили из кареты, и если бы не подвернувшийся по соседству гостеприимный дом какого-то верноподданного, королева рисковала погибнуть задолго до первого появления гильотины на Гревской площади.
Как вы знаете, Мария-Антуанетта не ушла от «национальной бритвы». Но дам этот суровый урок не остановил. Многим из них по-прежнему хотелось ходить в брюках, а не в юбках.
Спустя сто лет после казни королевы Марии-Антуанетты дам в брюках не пускали в театр даже в Париже — наиболее терпимом к капризам моды городе. Объяснение было вполне во французском духе: директора театров не считали таких дам неприлично одетыми; просто публика, видите ли, начинает смотреть на них, а не на сцену, и артисты обижаются.
Яростную борьбу европейских мужчин за единоличное право на брюки пытались объяснить по-разному. Как и само появление разных видов одежды у двух половин человечества. Одно из толкований гласит, что общим предком штанов и юбок была шкура, окутывающая нижнюю часть тела. Но если, мол, заниматься в такой шкуре домашним хозяйством было можно, то уж бегать за зверем — никак.
Увы, это логическое построение опровергается, по крайней мере, десятком разных способов, начиная с того, что шкуру можно подвязать не без удобств, и кончая тем, что весьма солидная часть мужчин в азиатских странах ничего не имеет против юбок. Да и в Европе сохранилась страна, верная юбкам (теперь обычно лишь по праздникам), — горная Шотландия.
Вообще штаны — изобретение сравнительно позднее. И пальма первенства здесь скорее всего принадлежит не охотникам, а скотоводам, точнее — тем из них, которые не только приручили лошадь, но и сели на нее верхом. Тут уж — ничего не поделаешь — пришлось обзавестись штанами. Если вам случалось ездить верхом, то в объяснениях нужды нет. А тем, кто никогда не садился на коня, я напоминаю, что нынче кавалерийские штаны обычно обшивают кожей — даже самая крепкая материя плохо переносит трение о круп лошади.
Почему, однако, говоря о пальме первенства, пришлось здесь добавить слова «скорее всего»? Потому что это только гипотеза. И у нее непременно найдутся конкурентки. Предполагают, например, что современный европейский костюм прямо связан по происхождению с костюмом арктических народов. Там — на их-то холодном севере — хочешь не хочешь, ходить в юбочке нельзя было, требовалось что-то более теплое. (Кстати, жилетом мы обязаны древним северянам — это уж точно.) Поговаривают еще, что древние вавилоняне тоже пользовались штанами, причем, может быть, еще тогда, когда верхом ездить они не успели научиться.
Во всяком случае лошадь активно «высказалась» за штаны и сыграла решающую роль в их распространении. Даже у древних римлян, искренне преданных своим туникам и тогам, конники во время походов все же надевали штаны.
Крестьянство многих стран Европы очень долго оставалось верным своей юбке. В IX—X веках юбка в качестве мужской одежды не была чем-то особенным ни в Англии, ни во Франции. Много ли крестьянам-земледельцам приходилось ездить верхом!
Но феодалы, владельцы земель, на которых эти крестьяне трудились, проводили в седле чрезвычайно много времени. У них брюки поневоле привились и стали необходимой деталью одежды, которую позже переняли и простые крестьяне.
А прославленные клетчатые юбки шотландских горцев — последняя памятка эпохи великой борьбы между штанами и юбкой. Тем больше чести шотландцам, сумевшим сохранить свою древнюю одежду, что в XVIII веке, после большого восстания в горной Шотландии, английское правительство категорически запретило мужчинам носить юбки.
Не надо думать, что соперничество штанов и юбки закончено и сферы их «влияния» установились. Борьба продолжается. В качестве части рабочего костюма женщины брюки уже завоевали весьма прочное положение. А ведь чтобы победить юбку только в мужском наряде, у штанов ушло три, если не четыре тысячи лет.
Ну, а для чего человеку вообще сначала – понадобились юбка, штаны, передник, набедренная повязка и прочее, – до сих пор в точности не известно.
Продолжение следует.
Автор: Р. Подольный.