Долгий путь к свободе
Некоторые слова несут в себе исторический заряд. Конечно, выражение «уничтожение рабства» достаточно удачное, однако историческая правда требует от нас срока правдивее. Процесс, начавшийся в XIX веке и который до сих пор переживают американцы, можно было бы точнее определить как разрушение системы рабовладения. Это был медленный процесс, начатый отменой рабства в Санто-Доминго (Гаити) в августе-сентябре 1793 г. года.
Сейчас становится все понятнее то, что решающее значение в основании этого процесса имело движение сопротивления самих рабов. Восстание на Санто-Доминго (Гаити) является типичным примером: действительно, аболиционистское движение, начавшееся здесь в 1791 году в результате мятежа рабов, так и не удалось подавить.
Перед лицом угроз испанцев и британцев, высадившийся на острове Сонтонакс, которого парижское революционное правительство назначило гражданским комиссаром этой французской колонии, решил 29 августа 1793 года отменить рабство на севере острова, а в течение сентября-октября того же года это мероприятие было распространено на западную и южную части колонии.
Данное мероприятие было подтверждено 4 февраля 1794 года Конвентом, который провозгласил, что «все люди в колониях независимо от цвета кожи являются французскими гражданами и пользуются всеми правами, гарантированными Конституцией». Конституция 1795 года уточняла, что «французские колонии являются неотъемлемой частью республики и подлежат одному и тому же конституционному закону» и предусматривала предоставление им статуса департаментов Франции.
Однако это законодательство так и не вступило в силу. В 1802 году законодательный орган высказался за восстановление рабства. Считая, что «иллюзии свободы и равенства распространились в очень далеких землях», которыми были французские колонии в Америке, где «разница» была «слишком большой» между «цивилизованными и нецивилизованными людьми», Консульство проголосовало 17 мая за декрет, «в колониях, возвращенных Франции на выполнение Амьенского соглашения, рабство будет продолжаться в соответствии с законами и правилами, которые предшествовали 1789 году».
Сопротивление, в силу которого был принят этот Декрет, побудило Наполеона Бонапарта послать на Гваделупу и Санто-Доминго военные экспедиции. Колониальная война, в течение двух лет бушевавшая на островах, завершилась реставрацией рабства на Гваделупе. Один из ведущих руководителей восстания в Санто-Доминго Туссен Лувертюр был взят в плен и заключен в Фор-де-Жу (Юра) во Франции, где он умер в апреля 1803 года. Однако французские войска, которые должны были обеспечить реставрацию рабства, потерпели поражение, независимость колонии под ее амеро-индейским названием Гаити была окончательно провозглашена 1 января 1804 года.
БРИТАНСКИЙ АРБИТР
Британская эмансипация рабов, наступила через три десятилетия, также в значительной мере была следствием длительного восстания рабов на Ямайке (1831-1832). Еще в 1780 году в Англии зародилось гуманитарное движение, к которому пристал молодой парламентарий аристократического происхождения Уильям Вилберфорс: в 1807 году он убедил палату общин запретить трансатлантическую работорговлю. От этой даты, а также после Венского конгресса, в 1815 году было разработано европейское соглашение о запрете работорговли, Великобритания возглавила активную кампанию по контролю над кораблями работорговцев, провозглашенных незаконными.
Действительно, от африканских берегов в Бразилию, США, Кубу и французские колонии на Гваделупе и Мартинике протянулась хорошо организованная сеть незаконной работорговли. Особое развитие пропаганда против этой торговли – но не против самой системы рабовладения – набрала в Лондоне, где распространялись многочисленные брошюры в переводе на многие языки. В одной из этих брошюр под названием «Крик африканцев, возмущенных европейскими угнетателями, или взгляд на торговлю чернокожими» (1822) некоего Томаса Клаксона находилось знаменитое сечение корабля для торговли рабами «Брукс».
«Право надзора», осуществлявшееся британскими трансатлантическими кораблями, вызвало пламенные дискуссии. В частности Франция и Соединенные Штаты не соглашались с ролью жандарма морей, которую взяли на себя британцы.
Создание общества, боровшегося за уничтожение работорговли, и рост числа петиций побудили королевскую власть провести расследование. Однако общество борьбы против рабовладения было основано в Лондоне только в 1823 году. В 1831 году королевский двор дал волю рабам, которые были в его собственности, а 28 августа 1833 года король утвердил одобренный парламентом закон об эмансипации рабов в Британской Вест-Индии (ныне Антильские острова), Гайяне и Британском Гондурасе (ныне Белиз). Этим законом предусматривалась выплата плантаторам значительной компенсации и устанавливалась отсрочка продолжительностью 4-6 лет для полного освобождения рабов, занятых в домашнем хозяйстве и на сельскохозяйственных работах. Рабы должны были обязательно отбыть у своих хозяев обучение без какой-либо оплаты в течение четырех лет с учетом сложности внедрения такой системы. Только детей до 6 лет и взрослых после 60 лет было провозглашено свободными сразу в августе 1834 года.
НОВЫЕ ГРАЖДАНЕ
В общем, мало что делалось для того, чтобы и включить начало и ускорение аболиционистского процесса в контекст сопротивления рабов системе рабовладения. В общем, аболиционистское движение в Европе оставались весьма робкими. В Париже решение об отмене рабства не было частью программы Французского общества борьбы за запрещение рабства, которое было создано в 1834 году по британскому образцу. Это решение тем более не рассматривалось временным правительством, пришедшим к власти после революционных событий 1 февраля 1848 года. Однако Виктор Шольшер, посетивший французские колонии и ставший апостолом отмены рабства, смог убедить министра флота и колоний, что если будет сохраняться статус-кво, то следует ожидать неизбежного общего восстания, и смог заставить правительство признать принцип освобождения рабов в колониях Франции. Только так можно было сохранить общественный порядок и труд на плантациях сахарного тростника. Он был назначен заместителем государственного секретаря по делам колоний и президентом Комиссии о запрете рабства, по представлению которой новое правительство 27 апреля подписало декрет о немедленной эмансипации.
Этот документ был пропитан духом своего британского предшественника и оказывал плантаторам-рабовладельцам большую компенсацию. Однако он был оригинальным в том смысле, что превращал «ново освобожденных» на граждан, имеющих право путем всеобщего голосования определить своих представителей в Национальное собрание.
Введение декрета во французских колониях, где восставшие рабы заставили губернаторов провозгласить им свободу еще до получения этого документа из Парижа, вызвало беспорядки в датских колониях на Виргинских островах (Санта-Крус, Сент-Джон, Сент-Томас), губернатор которых Вон Шолтен должен был немедленно обнародовать 18 июля 1848 года декрет об эмансипации, который приготовило правительство короля Кристиана VIII. В 1863 году подобный декрет вступил в силу в голландских колониях.
Другая форма эмансипации рабов – в контексте вооруженных конфликтов – появилась в Соединенных Штатах и в испанских колониях. Так было в Южной Америке эпохи Боливара, а также на Кубе в период десятилетней войны (1868-1878). Рабам здесь пообещали свободу в обмен на их службу в армиях, воюющих против Испании. В 1870 году в Кортесах был одобрен закон Морето (по имени испанского министра по делам колоний), он вступил в силу в Пуэрто-Рико в 1873 году, а позже – на Кубе (между 1880 и 1886 годами).
В Соединенных Штатах рабство являлось не столько колониальной, сколько национальной проблемой. В северных штатах, где индустриализация началась раньше и протекала быстрее, чем на юге, распространялась эффективная пропаганда квакеров и других протестантских сект. Действительно, среди белого населения квакеры были единственной группой, выступавшей за эмансипацию негров в английских колониях в Северной Америке еще до войны за независимость. Еще в 1688 году Квакерская община в Пенсильвании выступила против «покупки и содержания негров».
В 1775 году дискуссии о рабстве обогатились принципами, изложенными в Декларации о независимости. Во время войны чернокожие рабы в Новой Англии активизировали свою деятельность, направленную против рабства, возросло количество петиций. Они заявляли, что их вдохновляет пример угнетаемых осадчих «в их настоящей славной борьбе за свободу». Вермонт стал первым северным штатом, который своей Конституцией 1777 года провозгласил отмену и запрет рабства. Аналогичные постановления были приняты в Массачусетсе и в Нью-Гемпшире, тогда как в Пенсильвании, Род-Айленде и в Коннектикуте проголосовали за постепенную эмансипацию.
РАЗОЧАРОВАНИЯ
С 1830 года движение достигает нового подъема. Уильям Ллойд Гаррисон основывает газету «Освободитель» (The Liberator). Беглец с юга Фредерик Дуглас в 1845 году обнародовал свою известную автобиографию и перебрался в Вашингтон, где стал журналистом и дипломатом. Гарриет Тубман способствует подпольной переправе рабов с Юга на Север и в Канаду по так называемой «подземной железной дороге». В 1848 году общество «Свободной земли», а в 1854 году республиканская партия (чей кандидат Авраам Линкольн стал президентом США в 1860 году) включили в свои программы отмену рабства во всей стране. Окончание гражданской войны в 1865 году позволило включить запрет рабства к Тринадцатой поправке к конституции США.
Вслед за Пуэрто-Рико (1873) и Кубой (1886) наступила очередь Бразилии, где в 1888 году был издан последний на американском континенте декрет об эмансипации рабов – после того, как благодаря незаконной торговле рабами в XIX веке здесь были приобретено их больше всего.
После каждого декрета наступало время достаточно длительного переходного период к другим формам регламентации труда и социальной жизни. На островах Карибского моря вскоре были заключены соглашения между европейскими правительствами и различными агентствами в Африке, Индии, Индонезии и Китае об импорте дешевой рабочей силы по контрактам. По прибытии сотен тысяч рабочих, набранных среди беднейших слоев населения, «новые свободные люди» неизбежно оказывались вне рынка труда. Центральная администрация назначила им заработную плату, которая была в разы выше заработка новых пришельцев.
Если режим Второй республики во Франции и дал освобожденным рабам во французских колониях права гражданства, то этого не случилось в других местах. Так, например, в британских колониях в Вест-Индии децентрализация власти, осуществляемая колониальным управлением, позволяла местным ассамблеям плантаторов исключать из электората благодаря цензовой системе недавно отпущенных на волю рабов во время их обучения. В Соединенных Штатах именно тогда, когда проходило голосование Тринадцатой поправки к Конституции, которая официально запрещала рабство во всех штатах Союза, в Теннесси в 1865 году родился Ку-Клукс-Клан. А южные штаты ввели у себя систему дискриминации и расовой сегрегации, подобную апартеиду, и чтобы покончить с этим злом, нужно было еще одно столетие.
Автор: Нелли Шмидт.