Когда человек заселил северную Евразию
Палеолит, или древнекаменный век, — первый и самый продолжительный период в истории человеческого общества. Ученым, занимающимся проблемами этого периода, пожалуй, чаще других приходится отвечать на вопрос, когда и где произносить слова «первый» и «впервые» — первое жилище, первый топор, первое украшение, первый рисунок и первая Венера. И, наконец, главное: их задача воссоздать на основе немногих дошедших до нас предметов и сооружений жизнь людей, преодолеть барьер времени. Когда и где впервые появился человек на территории нашей страны? Каков был облик его культуры? В какой связи находилась она с другими очагами палеолитической культуры, расположенными в странах Европы, Востока и Северной Америки?
Еще совсем недавно казалось, что вопрос о границах расселения первобытного человека абсолютно ясен. Человек появился на севере Европы после окончания ледникового периода, менее двадцати тысяч лет тому назад. Известный антрополог Г. Ф. Дебец, долгое время занимавшийся этой проблемой, писал: «Человек непрерывно живет на севере Сибирской равнины и в восточной Прибалтике только начиная с мезолита. Можно считать этот вывод совершенно твердо установленным».
Основанием для такого заявления служили данные двоякого рода; археологические и геологические, утверждавшие, что север Восточной Европы находился под толщей льда и потому севернее устья реки Чусовой люди вряд ли проникали. Незадолго перед второй мировой войной взгляды археологов на границы расселения человечества были сформулированы археологом В. И. Равдоникасом: «В течение верхнего палеолита северная часть территории Европы находилась под мощным ледниковым покровом и была недоступна для человека. Наиболее северные мадленские памятники известны вблизи Перми (открыт в 1938 г,), на Оке (Карачарово), на Десне (Тимоновка, Супонево и др.), в Северной Германии (Тида, Баумансхёле и др., Ганновер, Гамбург), по нижнему течению Рейна (Мартинсхёле и др.). Если соединить эти местонахождения линией, то она пройдет несколько южнее границы вюрмского оледенения. Территорию, находящуюся к северу от этой линии, человек стал осваивать по мере отступления последнего ледника — в поздне и послеледниковое время».
В последние годы археологи внесли весьма существенные коррективы в решение этой проблемы для территории Русской равнины. Совершенно по-новому пришлось взглянуть и на заселение крайнего Северо-Востока Европы и Восточной Сибири.
В Средней России к северу от давно известного Карачарова у г. Мурома было исследовано несколько новых позднепалеолитических стоянок. Наиболее крупной из них является стоянка Сунгирь у Владимира. Люди жили здесь в условиях сурового климата, охотились на мамонтов, северных оленей, песцов и других животных. Здесь найдено замечательное погребение кроманьонца, положенного в могилу в богато расшитой бусами меховой одежде. Этому захоронению около 30—25 тысяч лет.
Поразительны открытия палеолитических стоянок на Северо-Востоке, в Предуралье, в бассейнах Камы и Печоры. Впрочем, возможность этих открытий предугадывалась ранее: ведь льды вюрмских оледенений сюда не распространялись, оставляя свободным весь Северо-Восток. На этой территории раньше находили кости мамонтов и других животных того же времени.
В 1960 году была открыта и исследована верхнепалеолитическая стоянка в Медвежьей пещере на Средней Печоре, а в 1961 году еще севернее — верхнепалеолитическая стоянка под открытым небом у деревни Бызовой, всего в 1,5 южнее Полярного круга. Шесть лет спустя последовали еще более изумительные находки: на Печоре нашли памятники среднепалеолитического времени мустьерского типа. Один из них — Крутая Гора близ Бызовой — находился на два километра севернее Бызовской верхнепалеолитической стоянки. Для дальнейших исследований палеолита на крайнем Северо-Востоке Европы этот двухслойный археологический памятник на Крутой Горе имеет ключевое значение, ибо он располагается выше 65 северной широты — иначе говоря, теперь это самый северный палеолитический памятник Европы, крайняя точка расселения человечества в Европе.
Если взглянуть на карту, то нетрудно убедиться, что среднепалеолитические памятники Печоры как бы заключают цепь поселений каменного века начиная от Волгограда (через Волгокамье в Предуралье и далее на север). К северу от давно известного Пещерного Лога на реке Чусовой в последние годы сделаны новые находки архаичных по технике палеолитических кремней на Каме, у села Слудки, в устье Обвы и у Гремячева, недалеко от устья Вишеры. Приведенный перечень мустьерских местонахождений обозначает путь, по которому древнейшие люди, видимо, еще неандертальцы, постепенно расселялись все дальше на Крайний Север и, без сомнения, достигали берегов Ледовитого океана. По всей вероятности, это расселение произошло не менее 40 тысяч лет тому назад.
Интересно, что на северо-западе мы имеем совсем иную картину: здесь севернее мустьерского местонахождения у Хотылева, Брянской области, на реке Десне среднепалеолитические памятники отсутствуют. Это и понятно, ведь продвижению палеолитического человека на север в этом районе мешали вюрмские материковые льды.
Мы вправе ожидать открытия стоянок палеолитического человека далеко на севере Сибири потому, что Сибири, как и Приуралью, присущ континентальный климат, и материковые оледенения не имели там широкого развития. Пока же самыми северными сибирскими стоянками ледникового периода считаются стоянки на реке Ангаре, Дюктайская пещера на Алдане и Ушковская стоянка на Камчатке. Все они относятся к эпохе позднего палеолита и представляют существенный интерес для решения проблемы, первоначального заселения Америки.
Многим известна гипотеза о том, что человек пришел в Новый Свет из Азии, вероятнее всего, через узкий перешеек Берингова пролива. Кстати, новейшие археологические открытия в Северной Америке установили присутствие там стоянок людей эпохи палеолита. Но, чтобы перейти через Берингию из Азии в Америку, человек должен был в эпоху палеолита расселиться в Северо-Восточной Азии за Полярным кругом. Когда? Можно предполагать, что это произошло в рисс-вюрмское межледниковое время. Эта мысль еще нуждается в доказательстве. Остается еще не вполне ясным, откуда шло расселение, каковы древнейшие исходные центры, из которых происходило заселение Северной Евразии человеком.
Автор: О. Бадер.