Базар в средневековье
– Ради Аллаха, путник, что у вас творится здесь в Бухаре?
– Базар, – кратко ответил Ходжа Насреддин.
Ослепительно яркие краски, веселая сутолока, разноязыкий гомон, бесконечные ряды, где торгуют, кажется, всем, что есть на свете, — таков был всегда базар на Востоке, но из множества исторических свидетельств о нем мы узнаем еще и о какой-то особенной неповторимой атмосфере рынков, о возникающем здесь своеобразном ощущении времени и пространства. В чем тут дело? Оказавшись на восточном рынке, человек сталкивался с целым миром вещей, слов и значений. Перед ним как бы расстилался цветастый ковер с изображением не только разных стран и народов, но и разных времен — здесь покупаются и продаются вещи новые и самые древние. Купив что-то; скажем, в Бухаре, человек мог мысленно очутиться и в Китае, и в Индии, и в Византии, и на Руси, и в далекой Эфиопии.
Покупка расширяла кругозор, она уводила в далекие пространства и стародавние времена, связывала его с иными мирами и народами, многое она могла рассказать любопытному и вдумчивому покупателю. Но не только купленные вещи уносили человека в неведомые ему пространства и времена. В базарных чайных собирались странники, исходившие полмира. От них можно было услышать слова понятные и веселые. Но произносились также речи загадочные — когда на базарах появлялись дервиши, члены тайных религиозных братств, носители скрытого знания.
Не только вещи и слова привлекали на базар городской и сельский люд. Здесь происходили различные поединки, здесь мог появиться монарх или его первый визирь, чтобы усевшись в центре рыночной площади, объявить высочайшую волю. Прямо на площади в торжественных случаях происходили богослужения, казни, карнавалы, ритуальные действа, вершился суд.
Особое положение базара в жизни Востока подтверждается и всей средневековой литературой — именно на базаре случаются самые интересные происшествия, начинаются интриги (вспомним библейскую, а потом уже и кораническую историю Иосифа Прекрасного, которого продают на рынке; этот сюжет — один из самых популярных у средневековых писателей и поэтов). В таких историях базар служит как бы точкой отсчета последующих событий.
С чем же было связано особое положение базаров? Почему рыночная площадь обладала какой-то притягательной силой? Почему именно здесь начинались карнавалы, происходили казни, воздвигались в древности статуи языческих богов и храмы, почему с описания базара начинали свои повествования писатели и рассказчики? Конечно, прежде всего, потому, что базар был скоплением множества людей и посему самым удобным местом для свершения важных дел. Но этого объяснения еще недостаточно. Чтобы понять роль рынка в жизни средневекового восточного города, надо знать, какое место занимал базар в миропредставлениях средневекового человека.
Во всех без исключения древних и средневековых городах Востока базар был средоточием их социальной, политической и культурной жизни. Он располагался на центральной городской площади рядом с дворцом правителя и главным культовым сооружением. Согласно традиционным представлениям, город был аналогом космоса, он олицетворял конструктивное, положительное начало, а то, что находилось за пределами городских стен, связано было с хаосом, с началом деструктивным и отрицательным. Жители окрестных сел во время нашествия неприятеля искали убежище в пределах городских стен и стен храмов, здесь был порядок, организованное пространство, противостоящее тому, откуда надвигался враг, который всегда был и остается символом хаоса и разрушения.
В соответствии с этими представлениями различные компоненты города наделялись особым смыслом — и городские ворота, и храмы, и дворцы правителей, и мемориальные сооружения, и, конечно, базары. Базарная площадь как бы символизировала центр мира, была его сакральной точкой. Знаменательно, что когда умирал правитель страны, распадались и базары: по вековой традиции, торговля здесь не возобновлялась до тех пор, пока на престол не всходил новый монарх. Базар был понятием, вмещающим в себя нечто большее, чем просто место для торга.
Вот что пишет в известной «Истории Бухары» Мухаммед Наршахи (899—959): «Там, где теперь находится мечеть Моха, была равнина на берегу реки, где было очень много деревьев, так что торговля происходила в их тени. Царь выходил на базар и садился на трон на том месте, где теперь находится мечеть Моха, чтобы поощрять людей к покупке идолов… Впоследствии на этом месте было капище огнепоклонников: в дни, назначенные для торга, люди собирались сюда, все входили в капище и поклонялись огню. Это капище существовало до водворения здесь ислама, когда мусульмане, усилившись, построили на этом месте свою мечеть, и теперь это одна из главных мечетей Бухары».
Что примечательного видим мы в этом отрывке? Трон царя устанавливался на рыночной площади, в ее пространство вписывался и зороастрийский храм огня, а потом и мусульманская мечеть. Рынок, таким образом, мог быть и местом проведения богослужений.
Традиция расположения храмов на территории рынков известна с очень далеких времен. Так, например, в античности рыночные площади считались священным местом, которое находилось под покровительством различных божеств. Зевс, Гермес, Афина имели у древних греков прозвище «рыночных». На рынках устанавливались их алтари. У древних хеттов существовал миф, согласно которому бог Луны падал на рыночную площадь. На Ближнем Востоке в древности была распространена храмовая торговля.
Вспомним: «И вошел Иисус в храм божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей» (Евангелие от Матфея, гл. 21, ст. 12). Очевидно, что этот эпизод связан с древней традицией уничтожения рынков в критические для общества моменты; запрещение и разрушение торга в данном случае означало, что рушились одни религиозно-этические устои и провозглашались другие.
Таким образом, очевидно, что рыночная площадь занимала очень важное место в древнем и средневековом обществе. Как уже говорилось, согласно средневековым представлениям, пространство базара олицетворяло для жителей города «центр мира», сакральную его точку с ее особыми функциями. Рождение и смерть, созидание и разрушение мира происходило в этой точке. Зная об этих представлениях, мы можем понять, почему в древних и средневековых городах на рыночных площадях устраивали и лобное место. Ведь смерть человека — событие кризисное не только для него, но и в жизни всего общества. Публичные казни демонстрировали отказ от одних ценностей (религиозных, политических, этических) и приобретение или восстановление других, часто прямо противоположных.
Итак, базар как центр мира вмещал в себя обширный комплекс противоположностей, которые отражали самые разные аспекты бытия — от космического до личного и бытового. Обратимся, например, к такому феномену, как базарный смех. Смех этот не был однозначным, часто за ним скрывался другой мир, отнюдь не смешной и забавный, каким он часто представлялся «базарными людьми». Юродивые в русских городах и дервиши — в мусульманских были сходным явлением. Чаще и ярче всего они проявляли себя на рыночных площадях, когда за внешним шутовством, чудным, а порою и просто оскорбительным для окружающих поведением скрывались мысли мудрые и глубокие. Юродивые и дервиши своим смехом, потешными рассказами, странной повадкой придавали рынкам особую карнавальную атмосферу, таившую в себе мир иных, серьезных чувств, от наплыва которых шатался и трон монарха на площади, дрожали и стены храмов.
На любом восточном рынке было множество хитрецов, насмешников, острословов. Сама карнавальная атмосфера рынков способствовала хитрым проделкам и уловкам. Эта характерная черта базарной площади нашла отражение в средневековой литературе. В арабской и иранской литературе есть несколько героев-плутов, которые действуют на рынках. И когда они появляются в романе — жди какой-либо смешной хитрости, необычного поворота дел, поскольку все происходит на рынке — месте, где обязательно должно случиться что-то неожиданное, авантюрное, чудесное, само рыночное пространство диктует правила поведения в нем. А образ базара был частью мифологической, религиозной, социальной, литературной мысли. Купленная на базаре вещь для покупателя превращалась в реальную частичку мира, символизировала его качества, связывала его с ним…
Автор: Шариф Шукуров..