Когда Америка была частью графства Оркни
Что Лейв Эриксон ступил на американскую землю задолго до Колумба, это мы теперь знаем доподлинно. Но викинги, по всей вероятности, не были единственными европейцами, побывавшими в Новом Свете раньше Колумба. Ученые неоднократно высказывали предположения (твердых доказательств пока нет), что и финикийские, и ирландские и даже кельтские мореходы в разные времена высаживались на американском побережье. Но, пожалуй, самое удивительное — это то, что нам известно о плавании через океан Генри Синклера в 1398 году.
Вернее сказать, не столько сама эта история удивительна, сколько то, что о ней до сих пор как будто не было известно. Ведь речь идет об одном из «открытий» Америки не в какие-нибудь там незапамятные времена, а сравнительно недавно: меньше чем за 100 лет до Колумба, и не морским бродягой вроде Лейва, а могущественным феодалом, имевшим даже собственный флот. Нет, конечно, ученые знали о манускрипте под названием «Рассказ Дзено», но они считали этот рассказ выдумкой XVI столетия (он был впервые опубликован в 1558 году). Однако более тщательные исследования последних лет заставили многих пересмотреть скептическое отношение к этому документу.
Автор «Рассказа», венецианский моряк Антонио Дзено, живший во второй половине XIV века, поступил на службу к «начальнику флота на Северном море», которого он называет Зикхмни. Этого труднопроизносимого Зикхмни ученые отождествляют с шотландским феодалом Генри Синклером, владетельным графом Оркни. Хозяин Оркнейских и Шотландских островов, Синклер владел целым флотом, который он даже вооружил пушками, что было тогда новшеством.
Вот что рассказывает Дзено о необычном предприятии. За четверть века до того небольшое судно отнесло штормами в западную часть Атлантики и прибило к берегу большого острова, который в «Рассказе» называется Эстотилендом и который, судя по описанию, был Ньюфаундлендом. «К югу же от этого острова простирается большая страна, покрытая лесами. Жители этих земель грубы и дики и занимаются охотой». На острове рыбаки едва не погибли в стычках с туземцами, но, в конце концов, помирились с ними и даже научили их ловить рыбу сетью. (Кстати, по данным археологии, индейцы атлантического побережья впервые стали ловить рыбу сетью именно в XIV веке). Через несколько лет уцелевшим рыбакам удалось возвратиться на родину.
Рассказ рыбаков произвел большое впечатление на предприимчивого Синклера. И вот в апреле 1398 года от берегов Шотландии отплывает небольшая флотилия, взяв курс на запад. На борту кораблей — несколько сот матросов и солдат во главе с Синклером и Дзено. После долгих дней пути измученные почти непрерывными штормами мореплаватели наконец увидели землю. «Так как море было бурным, — говорит Дзено, — и мы не знали, что это за страна, то мы боялись пристать к берегу, но потом ветер, благодарение Богу, утих, и тогда часть нашей команды высадилась на берег, где мы нашли превосходные бухточки… Тогда мы закусили рыбой и птичьими яйцами, которые мы нашли на берегу».
Высадившись на неизвестной земле, сэр Генри первым делом «присоединил» ее к графству Оркни и решил основать здесь поселение. Вскоре, однако, среди матросов поднялся ропот. Многие из них не желали зимовать в незнакомом краю и требовали возвращения на родину. Тогда Синклер отправил часть команды обратно под началом Антонио Дзено, рассказ которого на этом кончается.
Если этот рассказ правдив, то что произошло с Синклером и теми из его спутников, которые пожелали с ним остаться? И где было место высадки экспедиции? По мнению американского ученого Ф. Пола, «Рассказ Дзено» дополняют сведения, почерпнутые из фольклора индейского племени микмаков, живших прежде на территории Новой Шотландии (в Канаде). Микмаки рассказывали о каком-то белом князе, который приплыл на многих судах из-за моря, провел на их земле одну зиму, а потом отправился обратно. Черты этого князя и сообщаемые о нем сведения наводят на мысль о том же Синклере.
Особенно интересным кажется свидетельство, найденное на одном из прибрежных холмов в Массачусетсе. Здесь высоко на скале обнаружено полустершееся изображение воина в доспехах XIV века. Герб на его щите — внизу корабль, а наверху полумесяц и морская звезда — специалисты по геральдике считают гербом Генри Синклера. О самом Синклере нам известно, что он погиб в схватке с англичанами в 1400 году, то есть через несколько месяцев после своего предполагаемого возвращения. Антонио Дзено также вскоре умер, а рукопись его была забыта.
О необычайном путешествии могущественного феодала больше нигде не упоминается, и это, казалось бы, не аргумент в пользу правдивости «Рассказа Дзено». Однако вполне можно допустить, что Синклер захотел до поры до времени оставить в тайне свое «приобретение». Рассказы же его спутников, может быть, не вышли за пределы графства, а если и вышли, то, вероятно, немногим отличались от множества сказок, которым тогда охотно внимали и убедительность которых зависела от мастерства рассказчика и от доверчивости слушателей.
Открытие малонаселенных земель далеко за морем не могло иметь в то время практического значения. Европа тогда еще «не созрела» для великих географических открытий. Даже сто лет спустя сообщение Америго Веспуччи о том, что Колумб открыл не Индию, а «всего лишь» какой-то ранее совершенно неизвестный материк, вызовет разочарование в Европе. И лишь открытие богатых золотом и серебром индейских государств Центральной и Южной Америки привело к тому, что в Новый Свет устремились толпы хищных и алчных конкистадоров.