Звери перед человеческим судом
Кто читал Франкового Лиса Мікиту, или «Когда еще звери говорили», знает, что народ порой представляет себе зверей, как людей, и приписывает им всяческие человеческие приметы и недостатки. Так, как это изобразил Франко в своих произведениях, опираясь на народные рассказы и предания, представляют себе зверей еще и теперь все те племена, стоящие на низком культурном уровне. Но и было время, когда и люди образованные, и даже духовные и светские лидеры, думали про зверей так же. Если просмотреть старые французские хроники с 1120 по 1740 годы, то можно в них найти множество таких случаев, где люди призывали к суду зверей и объявляли им свои выговоры. Древние законы теперь таких культурных народов, как французы, или немцы, подчиняли предписаниям общего прав,а как людей, так и зверей. Этих последних трактовали законы почти одинаково с людьми, следовательно, наказывали их за их вину, но одновременно и заботились о них. Порой даже люди вынуждены были становиться со зверями на так званый „божий суд”, чтобы этим способом доказать свою невиновность. В этой статье хочу представить читателям несколько примеров о том, как относились к зверям люди в средние века.
Французский хроник Комбиер рассказывает следующее: Французский рыцарь Масер убил своего приятеля Мондидьє и закопал его тело в лесу. Пес убитого прибежал в королевскую палату, и так долго докучал дворянам, что те пошли за ним в лес и нашли труп. Убийцу — очевидно — пока не нашли. Но однажды пес встретил убийцу и мгновенно бросился на него, хотя никогда на других людей не нападал. Это событие заинтересовало короля, а что эти нападения пса повторялись часто и то только против этого рыцаря, король приказал, чтобы дело между рыцарем и псом решил поединок. Рыцарю дали в руки бук, а псу дали для обороны бочку, из которой вынули донышка. В присутствии короля и всего двора начался поединок, а пес так рьяно атаковал рыцаря, в конце его победил, и побежденный признался в совершенном преступлении, и его за это приговорили к смерти.
Еще более интересные истории повествуют французские хроники о процессах людей с различными животными.
В 1585 году в Швейцарии появилось множество гусениц величиной с мизинец, белых с черными головами. Они доставляли много вреда земледельцам. Последние защищались, как могли, а когда ничего не помогло, не придумали ничего лучшего, как позвать гусениц на городской суд, и он выдал в этом деле аж три постановления. Рассмотрение дела было таким: Поскольку земледельцы подали судебный иск к гусеницам, суд определил гусеницам защитника-адвоката, а кроме того послали к гусеницам своего гонца, чтобы сообщить про день расправы и призвать к мирному разрешению дела тем способом, чтобы гусеницы к означенному сроку убрались с прежнего места своего пребывания под угрозой судебной казни.
Гусеницы — очевидно — оказались совершенно несознательными гражданками, и даже не думали являться в суд. Тогда суд начал рассматривать дело, а от имени гусениц выступал адвокат.
После долгих заседаний суд, наконец, вынес свой приговор, в котором постановил, что гусеницы, как божьи творения, имеют право жить и поэтому нечего их убивать, но зато осудил этих гусениц на переселение в дикие и лесистые окрестности. (А сами гусеницы, видимо, были ни сном ни духом о человеческом судопроизводстве над ними)
О подобном событии говорится в хронике города Сан Жулиен де Мариен. В 1587 году множество насекомых появилось в окрестностях этого города и они начали уничтожать тамошние виноградники. Население защищалось как могло, но это не помогало. Тогда городской совет созвал население на собрание, а собрание постановило, что против насекомых надо вести судебный процесс. Предназначенный для защиты насекомых адвокат просил, чтобы население определило насекомым другое место на пропитание, а суд единогласно решил назначить насекомым на дом часть почв вне виноградников, предоставляя для людей только право перехода через эти земли. На такое улаживание дела не согласился адвокат насекомых и передал мещанам, что от имени насекомых будет добиваться возмещения убытков, ибо то место, которое суд назначил насекомым, хуже от предыдущей их резиденции, где они имели множество пищи. Против такого упрека суд определил знатоков, которые должны были сказать, определенное для насекомых судом место хорошее, или нет. Знатоки решили, что место хорошее, а тогда суд постановил, что насекомые должны убраться из виноградников под угрозой их церковного проклятия (анафемы).
В 1481 г. в швейцарском Берне велось перед церковным судом дело против пиявок, которые стали таким великим множеством в окрестных водах, что люди не могли купаться. В это дело вмешался сам епископ из Лозанны, и приказал бернскому священнику призывать пиявок, чтобы они все, или хотя бы их представительницы, появились перед его судом.
Вообще церковная власть часто вмешивалась в такие споры. В XV веке появилась в Бургундии в городе Брексе такая куча саранчи, что населению грозил голод. Не было на это совета, и население обратилось к церковной власти с просьбой о помощи. Церковная власть наложила на саранчу проклятие, саранча погибла от этого — как рассказывается в хронике — и это спасло население.
О св. Бернарде в одной хронике рассказывается интересный случай: В костеле в Лудене появилось очень много мух, которые своим гудением и летанием препятствовали людям в молитве. Св. Бернард увидел это, бросил на мух проклятие и — мухи погибли. Еще одна французская хроника рассказывает, что св. Гуго, епископ из Гренобля, огласил проклятие на змей, которые очень размножились в окрестности Елє-Бен, а следствием этого проклятия гадюки стали безвредны.
Другая хроника повествует о том, что свинью, которая сожрала человеческое дитя, суд осудил на смерть и свинью повесили, надев ее перед тем в женское платье и натянув перчатки на передние лапы.
И не только во Франции, Швейцарии творилось такое. Такие суды встречаем и в других странах. Одна из польских хроник рассказывает, что около 1540 года появилась в Польше саранча размером с палец. Она так отравила воздух, что даже вороны от этого погибали. Тогда церковная власть огласила на саранчу проклятие, а она должна была от этого погибнуть.
Вообще против зверей и насекомых бывали процессы вплоть до конца XVII века также в Испании и Америке. В Бразилии, например, церковная власть прокляла муравьев, а в Канаде осуждены на проклятия птицы туркавки.
Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.