Сколько было Виракоч?

Виракоча

Отсутствие у инков письма не позволило зафиксировать важнейшие документы Тауантинсуйю, в том числе и религиозные. Мы говорим «документы», ибо их не могло не быть в столь высокоразвитом общественном устройстве, каким было царство сынов Солнца, хотя сегодня практически невозможно не только прокомментировать, но и толком понять, чем именно были эти «документы». Мы лишь знаем, что с помощью инкского узелкового письма «кипу» и института профессиональных «запоминальщиков», составлявших единую «машину памяти», сыны Солнца сохраняли не только свои устные традиции, но и своды законов и обычаев, включая все самое главное своей языческой веры. Вот почему современные исследователи располагают только свидетельствами европейцев, но их необходимо пропускать через многочисленные фильтры, чтобы отсеять из хроник все то, что умышленно или неумышленно приписали религиозным представлениям инков авторы-католики.

Ибо хронисты толковали на свой, католический лад особенности языческой религии инков. Вот несколько примеров. У инков гром, молния и удар молнии были объединены в одно божество, именовавшееся Ильяпой. Этого оказалось достаточно, чтобы хронисты приняли Ильяпу за троицу, в ее индейском варианте конечно. Злое божество подземелья Супай стало индейским дьяволом, хотя с позиций католической церкви все языческие божества были замаскировавшимися дьяволами. Христианские «дух» и «душа» сразу же нашли свой индейский эквивалент в виде слова «нуна» (на языке кечуа); даже христианским понятиям «молитва», «заклинание», «грех», «пост» и «исповедь» нашлись в языке кечуа свои эквиваленты, в то время как подлинный смысл «соответствующих» кечуанских слов и понятий не имел со всем этим ничего общего.

В индейском Укчу пача (мир подземелий) испанцы сразу же опознали христианский ад. Элементарная логика заставила их искать и индейский рай, что искажало всю систему религиозных воззрений кечуа.

Каким же представляется нам инкский Олимп? Там верховодили по меньшей мере два главных божества — Солнце, божество «вполне реальное», и Кон Илья Тикси Виракоча — создатель вселенной и человека, невидимый и неосязаемый дух. Первое, согласно приведенной раньше легенде о миссии детей Солнца, было собственным божеством инков, а второе, как можно судить по хроникам, заимствовано сынами Солнца у других индейцев.

Характерно, что инки избрали для всеобщего поклонения божество с реальным обликом, хотя по формальным признакам дух-творец стоял несомненно выше: ведь именно он создал вселенную, включая само солнце. Но солнце было у всех на виду, а существование бестелесного духа нуждалось в доказательствах. Да и как растолкуешь простому пуреху — земледельцу, что бестелесному и неосязаемому существу нужны осязаемые и обильные подношения?

Другое дело Отец Солнце, от которого зависит главное богатство пуреха — урожай. Каждый с легкостью отдаст Солнцу «солнцево», не забыв при этом поделиться своим богатством и с его сынами — инками. Ну, а если забудет, то можно и напомнить… Незримый и неосязаемый дух Виракоча стоял особняком на инкском Олимпе. Как можно понять у хрониста Инки Гарсиласо, который называет это божество не Виракочей, а Пачакамаком (видимо, одна из многочисленных его ипостасей), то был приватный идол исключительно одних инков. Но даже сами сыны Солнца не имели права произносить его имя, осквернять его своими устами — с ним общались ТОЛЬКО в мыслях. Это, конечно, странно, но еще более странно другое: у инков не было ни одного праздника, ни одного отправления культа Пачакамака-Виракочи (правда, это соответствовало его положению неприкасаемого).

С другой стороны, в Куско и в селении Кача, расположенном в 30 километрах от Куско, находились храмы Виракочи. Особенно грандиозным был храм в Каче. Он был трехэтажным — редчайшее явление во всей тогдашней Америке. Стены его были двухметровой толщины, а длина достигала ста метров. Столь грандиозное сооружение как-то не вяжется с утверждениями, будто инки поклонялись Виракоче только мысленно.

Храм Виракочи

Но у инков был еще один божественный Виракоча. Этот Виракоча помог сынам Солнца в критический момент их истории спасти Куско от смертельного врага — индейцев чанков. Он предупредил будущего Сапа инку о нападении чанков, а когда в битве под Куско чанки начали одолевать сынов Солнца, он стал превращать камни и кусты в воинов, которые тут же вступали в бой и помогли одолеть чанков. Конечно же, то была всего лишь легенда, но индейцы верили в нее и даже, как утверждают хроники, сначала приняли самих конкистадоров за вернувшихся в Тауантинсуйю Виракоч.

Если взглянуть непредвзято на создавшуюся в хрониках ситуацию с Виракочами, то все может стать на свои места: очевидно, храмы в Куско и Каче были построены не в честь неосязаемого и незримого бога, а в честь легендарного спасителя сынов Солнца или даже в честь реально существовавшего Сапа инки, который был как-то связан с борьбой инков против чанков и принял имя Виракочи из легенды.

К Солнцу — Инти инки относились иначе. Ему открыто поклонялись, изымая у трудоспособного населения империи одну треть всего производимого им продукта в пользу Солнца и на содержание всего его «имущества» на земле. Справедливости ради следует сказать, что значительная часть этого продукта, поставлявшегося исключительно земледельцами — пурехами, шла на содержание армии, на оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий районам Тауантинсуйю, на освоение новых территорий и иные мероприятия того же рода, что позволяет говорить о «социальной предусмотрительности» инков.

Все остальные индейские божества как бы составляли окружение Солнца, а ближайшая к нему небесная обитательница Луна и вовсе приходилась Солнцу сестрой и супругой. Рядом с ней находился уже знакомый нам Ильяпа, а также некоторые из наиболее заметных на небе светил, например Часка — Венера. Среди главных божеств числилась и Куичи — Радуга, появление которой вызывало панический ужас у девственниц: у индейцев бытовало поверье, что от радуги можно забеременеть. Каждое из божеств обладало собственной сферой деятельности. Они решали свои дела самостоятельно и друг другу не мешали.

Автор: В. Кузьмищев.

2 комментария