Секреты майя. Продолжение
Что знали мы до находок в Бонампаке о живописи майя? Да почти ничего. Рисунки на вазах? Несколько фрагментов, найденных в Юкатане, в тех городах, где блистала некогда так называемая новая цивилизация майя. Вот, пожалуй, и все. И вот Бонампак. Точность и выразительность рисунка, отличное владение перспективой, умение передать душевное настроение — все это свидетельствует о величии реалистического искусства майя.
…Конечно, краски — голубые, зеленые, красные, белые, желтые — местами поблекли. Кое-где сырость ядовитыми пятнами залила драгоценную роспись. Но фреска жива! На ней — подлинные изображения майя. Их празднеств. Их одежд. Их верований. Их жизни.
Некогда сюда, в этот скромный храм, приходили, благоговейно замирая, люди, чтобы увидеть знаменитую роспись, повесть о былых временах и походах. С годами стирались в памяти события, запечатленные на фреске.
Одиннадцать веков прошло с того времени, как неведомый нам, но, несомненно, гениальный художник, закончил свой долгий труд. Но одно из бессмертных творений человеческого гения — его фреска и поныне радует глаз, волнует душу.
Сенсационная находка в Бонампаке — отнюдь не единственная на землях древних майя, вызвавшая всеобщий интерес. Через три года после Хили, в 1949 году, совершенно удивительное открытие сделал мексиканский археолог Альберт Луиз Люлье.
На этот раз речь шла отнюдь не о джунглях. Город Паленке в теперешнем Гондурасе, один из мощнейших центров Древнего царства, был открыт уже давно. Это о нем его первый исследователь, Стефенс, еще в 1840 году писал, что точностью пропорций и симметрией Паленке напоминает древнегреческие города. Давно уже вошли в историю цивилизации майя и Храм Закона в Паленке, и Храм Креста, и Храм Солнца и многие другие памятники этого некогда очень большого (по меньшей мере, двенадцать километров в длину и три километра в ширину) города.
Казалось, бы вдоль и поперек изучили ученые Паленке: даже доказали, что, помимо всего прочего, она была главным астрономическим центром империи Майя, и что именно здесь был созван большой астрономический конгресс в день, означенный календарем майя «6 кабан 10 моль», иначе говоря, 2-го сентября 503 года нашей эры.
Паленке уже давно стала своего рода музеем, с постоянной, устоявшейся годами экспозицией: все известно, все изучено, новых экспонатов вроде бы не предвидится. И поэтому вряд ли, начав в 1949 году раскапывать так называемую пирамиду Надписи, Люлье мог рассчитывать на какие-либо интересные открытия. Известно, что пирамиды майя, в отличие от египетских пирамид, гигантских усыпальниц фараонов, служили всего-навсего своего рода платформой для храмов. Ни в одной из них не было найдено ни малейших следов захоронений.
Представьте же себе удивление, а затем и восторг Люлье, когда он убедился, что из вестибюля храма, стоявшего на пирамиде Надписи, внутрь пирамиды вел ход. Так же, как и в египетских пирамидах, зигзагообразный и хорошо замаскированный. На глубине в двадцать четыре метра, не доходя двух метров до основания пирамиды, этот ход заканчивался погребальной камерой. Непосредственно перед камерой оказался небольшой коридорчик, своего рода тамбур. Здесь Люлье и его помощники нашли три глиняные тарелки, три раковины, одиннадцать камешков из нефрита и одну жемчужину, все это в специальном каменном ящичке.
А перед самим входом в небольшом углублении ученые обнаружили шесть скелетов, один из них женский.
Осенью 1952 года Люлье, наконец, вошел в склеп. Перед ним во всем своем массивном великолепии предстал огромный саркофаг, покрытый плитой. На ней были вырезаны иероглифы. Один из них означал дату, 633 год нашей эры, если перевести на наш календарь. Но помимо иероглифов на плите был высечен барельеф, скульптурный портрет усопшего человека, облаченного в драгоценную одежду, с торсом, несколько откинутым назад, с взглядом, устремленным на какое-то крестообразное украшение.
В ноябре 1952 года удалось снять крышку с гробницы. Скелет лежал на спине, лицо его прикрывала мозаичная маска. Многочисленные украшения из нефрита так и остались на ложе.
От саркофага к первым ступеням лестницы извивалась глиняная змея, символизирующая, очевидно, связь между живыми и мертвыми. Следует ли «обобщать» тот факт, что в пирамиде майя нашлась гробница? Пока это, конечно, первый, единственный случай. Но все же теперь нельзя говорить, что в пирамидах майя не было захоронений. Теперь надо искать. Такие находки возможны, а они важны для науки.
Далеко не все еще тайны майя раскрыты, далеко не все еще ясно ученым в их интересной и величественной истории. Может быть именно сейчас дан будет новый толчок. Ведь если удастся прочитать тексты майя, а в принципе ключ к иероглифам стараниями ученых подобран, и кое-что, как известно, прочитано, немало, очевидно, нового сумеем мы узнать.
К тому же, как утверждают специалисты, еще тысячи и тысячи памятников цивилизации майя ждут своих первооткрывателей в дебрях Юкатана, в Гондурасе, в Мексике. И находки тут иногда случаются грандиозные.
Когда-то название Джибильхалтун ничего не говорило даже знатокам. Между тем, затерянный на крайнем севере страны, в свирепых джунглях, недалеко от Атлантического побережья, этот город был, очевидно, некогда одним из древнейших в Юкатане.
Площадь его довольно велика, примерно тридцать пять квадратных километров. Уже обследовано с полдюжины зданий, среди них несколько храмов, две пирамиды. Археологи предполагают, что в Джибильхалтуне люди обитали примерно на протяжении двух тысячелетий.
И не только в малоисследованных районах можно ожидать много интересного. Уж на что, казалось, хорошо известен город Тикаль, пожалуй, наиболее значительный город Древнего царства. Но вот летом 1962 года здесь, на глубине в пять метров ниже самого древнего из ранее известных слоев, нашли погребальную камеру, а в ней скелет и посмертную маску из нефрита. Радиоуглеродный анализ показал: примерно 221 год до нашей эры.
Была найдена еще одна гробница, и в ней черепки, которые относятся примерно к 500 году до нашей эры! Так, по меньшей мере, на полтысячелетия отодвигается теперь дата заселения Тикаля. И, главное, найдены предметы «доклассического» периода истории майя, наименее известного ученым. По сравнению с такими находками обнаруженная в хорошем состоянии гробница восьмого века нашей эры, с множеством ваз и украшений и покойником, заботливо уложенным на двух шкурах ягуара, почти не обратила на себя внимания, хотя сама по себе такая гробница тоже чрезвычайно редкая находка.
Все дальше вглубь уходят корни цивилизации майя, все полнее с каждым годом становятся наши знания об этой своеобразной и интересной культуре давних жителей центральной Америки.
Автор: А. Варшавский.