По следам Одиссея
В Греции где-то две тысячи островов. Большинство из них – негостеприимные скалы. Некоторым не хватает воды, и они пустынны. Но с давних времен греки селились на крупнейших и лучших островах, где и родилась их цивилизация. Народ, который живет на стольких островах, не мог не развить с морем особых отношений. Греки были отважными мореплавателями задолго даже до финикийцев. В седой древности теряются следы аргонавтов. Конечно, экспедиция Ясона и аргонавтов – это миф. Однако, как и путешествие Одиссея, этот миф основывается на первых исследованиях греками средиземноморского пространства. Аполлон Родосский, родившийся около 295 года до нашей эры, оставил нам рассказ об этих исследованиях, правда, уже с временного расстояния. Без сомнения, Гомер, живший за пять веков до него, знал древнюю версию, где уже воспевались подвиги Ясона и его спутников. Волшебница Церцея с острова Ея, опасный пролив между Сциллой и Харибдой, сирены, фигурирующие в «Одиссее», но появились они раньше, еще в рассказе о путешествиях аргонавтов.
Весельные корабли, как, например, «Арго», и малые парусники античности были достаточно прочными, греки на них полагались. Они знали совершенно все о направлениях ветров и течений. Однако Посейдон – бог морей – имел дикий неуравновешенный нрав. Блуждая морями вдали от родины, Ясон, Одиссей и их спутники подвергались грозным опасностям. Податься в долгое путешествие без карты и компаса или бросить вызов шторму требовало куда большей смелости, чем воевать против царя Колхиды или против троянцев. В таких путешествиях страдали от голода, жажды, от усталости и стрессов… Именно так, стрессов… Иначе как объяснить, что Одиссей так часто плакал?
Застигнутые врасплох штормом греки могли полагаться только на свои мореходные навыки. Потерять контроль над кораблем означало потерять жизнь. Поскольку греки никогда не были хорошими пловцами, гибель корабля была равнозначной смерти. Сам Одиссей дважды чуть не утонул.
Одиссей прогневал Зевса. Бог бросил молнию в его корабль и разбил лодку в щепки. Огромные волны смыли экипаж в море. Спасся только Одиссей – он уцепился за корабельный обломок. Порыв ветра гонит его в пролив, который охраняют Сцилла и Харибда. Харибда проглотила корабельные останки. Одиссей спасся тем, что схватился за ветки скального инжира, склоненный над водой. Затем чудовище выплюнуло мачту и киль, и Одиссей смог продолжать свои удивительные приключения.
И вот снова сын Лаэрта становится жертвой божьего гнева, на этот раз гнева Посейдона – его давнего преследователя. Одиссей прибывает в страну феаков на лодке, которую нимфа Калипсо позволила, вопреки собственному сердцу, ему построить. Вдруг сильный порыв ветра перебрасывает утлое суденышко. Одиссей успел взобраться на какую-то доску, под ударами волн он совсем обессилел. Левкотея, белая богиня, едва успела его спасти. Она дала Одиссею свое волшебное покрывало, он завернулся в него и так добрался до берега.
Целые века многие греческие моряки подвергались тем же опасностям, как и описанные в «Одиссее», и погибли из-за того, что не овладели искусством плавания. Этот огрех – а я часто замечал его у рыбаков и матросов, которые служат на одном из крупнейших мировых транспортных флотов, – тем более парадоксальный, что греки замечательные ныряльщики.
Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.