Они пытались помочь Наполеону или операция «Наутилиус»
В 1800 году создатель парохода Роберт Фультон представил первому консулу Французской республики Бонапарту проект подводной лодки «Наутилус», предназначенной для борьбы с английским флотом. Консул заинтересовался и приказал выдать изобретателю 10 000 франков на дальнейшие опыты. Присоединив к этой сумме все свои сбережения, Фультон за год построил и испытал «Наутилус». Но… Официальные лица тогдашней Франции считали подводную войну вероломной, несовместимой с воинской честью. Наполеон охладел к подводным лодкам и по представлению морского министра отверг все предложения Фультона.
Новоиспеченный император не мог в то время предполагать, что по иронии судьбы именно использование подводной лодки будет положено в основу последней попытки организовать его побег с острова Святой Елены. Попытки, которая будет планироваться двадцать лет спустя.
15 июля 1815 года английский военный корабль «Беллерофон» покинул французский порт Рошфор и взял курс на Англию. На борту «Беллерофона» находился отрекшийся от престола император Наполеон I. Хирургом на корабле был некто Барри О’Мира, бывший армейский врач, уволенный из армии за участие в дуэли. Короткого перехода в Англию оказалось достаточно для знакомства между отрекшимся императором и корабельным хирургом. В результате через полмесяца, когда Наполеон вступил на борт фрегата «Нортумберленд», О’Мира сопровождал императора в качестве врача на остров Святой Елены. Так Наполеон встретился с одним из трех англичан, которые спустя пять лет попытаются организовать его побег с далекого острова.
Октябрь того же года. «Нортумберленд» прибыл на остров Св. Елены, в южной части Атлантического океана. Его площадь — 122 квадратных километра. Ближайший порт западной Африки находится в 2200 километрах, до побережья Южной Америки еще больше — 3150 километров, до Англии — 8300. Воинский гарнизон Св. Елены состоял из трех полков пехоты, отряда драгун и пяти артиллерийских батарей — всего 3000 человек, не считая местной милиции. Недаром остров в то время называли самым недоступным местом в мире — легким для обороны и трудным для нападения.
Несмотря на все это, Наполеону удавалось поддерживать тайную связь со своими приверженцами в Европе и Америке. Попытки организовать побег Наполеона следовали одна за другой.
В ноябре 1820 года капитан одного из судов Ост-Индской компании предложил устроить побег императора. Он обещал выслать шлюпку к любому заранее условленному месту побережья и доставить Наполеона на свое судно. После некоторых раздумий император передал через Монтолона, что благодарит капитана за преданность и верит в успех его плана, но отклоняет предложение. Трудно сказать, что послужило причиной отказа. Хотя все годы ссылки Наполеон говорил окружающим, что не хочет бежать, есть сведения, что он обсуждал и уточнял детали другого плана побега, во главе которого стоял его брат Жозеф Бонапарт.
Брат Наполеона возглавил бонапартистов, бежавших после 1815 года в Америку. С помощью своих приверженцев и нескольких американцев он начал планировать спасение ссыльного императора. План предусматривал ряд одновременных операций в разных частях земного шара и был прямо-таки грандиозным.
Шесть кораблей, имея на борту 2000 человек, берут курс на остров св. Елены. При подходе к острову 74-пушечный корабль и две шхуны связывают боем английские крейсеры. В это время остальные шхуны высаживают в трех точках побережья десант. Первая высадившаяся группа отвлекает на себя основные силы гарнизона. Вторая штурмом овладевает фортом в центре острова. Третья группа на самом быстроходном корабле скрытно высаживается на берег и освобождает Наполеона. Затем предполагалась высадка императора во Франции, в Шербуре.
План не был осуществлен. Один из приверженцев Жозефа Бонапарта оказался английским агентом. В июле 1817 года он передал в Лондон донесение с подробным изложением всего плана побега. Копия этого донесения до сих пор хранится в Британском музее. В результате доноса несколько заговорщиков были арестованы в Пернамбуко в ноябре 1817 года. Неутомимый Жозеф Бонапарт переработал план. В состав экспедиции для перевозки войск включили пароход. Но когда подготовка подошла к концу и эскадра уже готовилась к отплытию, наступил май 1821 года. Наполеон умер.
Пожалуй, более реальным был другой план побега Наполеона, который разрабатывался одновременно с планом Жозефа Бонапарта. Главой и организатором подготовки побега императора с помощью подводной лодки был уже знакомый нам врач Барри О’Мира.
«Техническим руководителем» подготовки побега должен был стать Том Джонсон, известный английский контрабандист и… изобретатель. В 1820 году Джонсон строит подводную лодку, вооруженную миной с часовым механизмом. Он предполагает подныривать на лодке под неприятельское судно, прикреплять к днищу с помощью специального штопора мину, предварительно установив на часовом механизме время взрыва. Подводная лодка проходит успешные испытания, но Британское адмиралтейство отказалось от дальнейших испытаний, так как сочло этот метод ведения войны «слишком дьявольским».
Как раз в это время с Джонсоном сближается О’Мира. Он и еще один неизвестный англичанин знакомят бывшего контрабандиста с планом освобождения Наполеона. По этому плану специально построенная подводная лодка в течение 70 дней совершает в надводном положении, под парусами, переход к острову Св. Елены. Последний участок пути, во избежание обнаружения английскими крейсерами, лодка преодолевает в темное время суток. Вблизи острова лодка погружается и в подводном положении приближается к заранее обусловленному пункту побережья; там всплывает и принимает на борт Наполеона. Затем снова погружается и таким же способом уходит за пределы контролируемой англичанами зоны, где вновь всплывает и под парусами следует в Америку.
В начале 1821 года Джонсон приступил к постройке подводной лодки на одной из судостроительных верфей Англии. Может показаться странным, что постройка шла именно в Англии, где, казалось бы, легко было раскрыть весь заговор. Но это был тонкий психологический маневр. Во-первых, правительство Англии считало свою страну не тем местом, где можно было ожидать заговора в пользу Наполеона. Во-вторых, в то время многие английские верфи охотно переоборудовали морские суда для перевозки контрабанды. Чтобы скрыть контрабандные чай, шелк, табак, французский коньяк и т. п., суда оборудовались двойным дном, фальшивыми переборками и другими тайниками. Поэтому очень легко было выдать строящуюся подводную лодку за судно для перевозки контрабанды; этого было достаточно, чтобы не вызвать никаких подозрений у рабочих и исключить просачивание сведений о лодке за пределы верфи.
На этот раз подводная лодка превосходила по размерам предыдущие. Ее длина достигала 30 с лишним метров. Внешне она должна была выглядеть как парусное судно. Лодка имела две мачты. При необходимости мачты и паруса быстро убирались в специальные углубления в палубе. Наружный корпус, мало отличавшийся от обычного корпуса парусника, изготовлялся из дерева. Внутри наружного деревянного корпуса находился прочный сферический корпус из меди. Внутренний корпус мог выдерживать наружное давление воды на глубинах до 20—25 метров. Пространство между наружным и внутренним корпусами использовалось в качестве балластной цистерны. Принимая в балластную цистерну забортную воду, лодка погружалась. Стоило воду удалить, как лодка всплывала.
В отличие от современных подводных лодок глубина погружения регулировалась не горизонтальными рулями, а специальным гребным винтом, вращавшимся в горизонтальной плоскости (как у вертолета). Для движения под водой служил другой гребной винт. Оба винта приводились во вращение вручную, экипажем лодки. Перископа, конечно, не было. Он появился лишь спустя 75 лет.
Вместо перископа на лодке Джонсона была прочная рубка с толстостенными стеклянными иллюминаторами. При всплытии над водой показывалась верхняя часть рубки с иллюминаторами через которые можно было наблюдать окружающую обстановку.
В подводном положении лодка шла вслепую, по компасу, путем счисления. Под водой она могла находиться более 12 часов. Учитывая размеры внутреннего объема лодки, можно предположить, что такое долгое пребывание под водой могло быть обеспечено только за счет использования сжатого воздуха. Сжатый воздух был необходим и для продувания балластной цистерны при всплытии. К маю 1821 года строительство подводной лодки было завершено, но смерть Наполеона разрушила и этот оригинальный план побега.
О’Мира и Джонсон были не единственными, кому пришла мысль использовать для организации побега Наполеона со Св. Елены подводную лодку. 25 января 1818 года адмирал Плэмпин, командующий эскадрой, охранявшей остров Св. Елены, доносил Адмиралтейству, что получил сведения о подготовке побега императора. По плану заговорщиков парусный корабль должен был взять в Бразилии на борт железную подводную лодку с экипажем из 6 человек, доставить ее к острову, в нескольких милях от берега спустить на воду и затем снова принять вместе с Наполеоном. Сведений о самой подводной лодке — была ли она построена и имел ли к ней какое-либо отношение Джонсон — не сохранилось. Возможно, лодку мог спроектировать один из французских морских офицеров, видевший испытания «Наутилуса» на Сене или познакомившийся с чертежами Фультона в архивах морского министерства Франции.
Трудно сказать, удался бы хоть один из планов побега Наполеона, если бы не его кончина в 1821 году. Гадать об этом не стоит, интересно лишь, что к планам побега привлекалась «ультрасовременная» техника тех времен, практически вошедшая в жизнь намного позже.
Автор: С. Новоселов.