Новое путешествие в Скифию
Копать «Гайманову могилу» наотрез отказались все скифологи. Рядом с нею, на левом берегу Днепра, возле села Колки, скифских курганов много. Среди них такие знаменитые, как Солоха, Большая Цимбалка, а на той стороне, за Днепром, — Гермесов курган, Токмаковка, Чертомлык… Каждое название — история! А здесь — и ждать нечего, кажется. Достаточно взглянуть на оплывшие земляные насыпи, сплошь изрытые ямами древних и не древних кладоискателей.
Вот и приходилось начальнику экспедиции Василию Бидзиле шутками поддерживать бодрость в сотрудниках и в себе самом, пока методично, шаг за шагом в течение всего лета 1969 года вскрывали «Гайманову могилу». Двадцать четыре кургана! Двадцать три земляных насыпи, которые требовалось раскопать, составить описание, нанести на план все грабительские ямы, ходы, расчистить погребальные камеры и… и двадцать третий раз убедиться, что ничего нет. Пусто…
Остался только последний, двадцать четвертый курган, который и носил название «Гайманова могила». Обиднее всего было сознавать, что курган не простой. Высота даже разрушенной насыпи достигала девяти метров — почти трехэтажный дом! Диаметр — семьдесят метров. И что особенно важно, вокруг кургана сохранились следы древней каменной ограды. А это встречается редко. Вне всяких сомнений, «Гайманова могила» первоначально служила усыпальницей если не «царя» скифов, то какого-то местного властителя.
Но если «вычищены» рядовые курганы, то как же старательно ограбили этот?!! Ни один из народов, живших в древности на территории нашей страны, не изучен так хорошо, как скифы. Вероятно, поэтому скифы вызывают такой интерес и столько дискуссии. Кочевники, «цари степей», пришедшие в Причерноморье с востока, скифы создали здесь своеобразное государство. Древнегреческие писатели и историки оставили нам много сведений о скифах — об их быте, обрядах, названиях племен. В свою очередь, именно скифы сохранили для нас самые великолепные и драгоценные произведения греческих художников и ювелиров: серьги, подвески, браслеты, ожерелья, диадемы, перстни, оружие, золотую и серебряную посуду, чаши, кувшины, тарелки, расписанные лучшими античными мастерами. Вот почему каждое открытие неразграбленного скифского кургана — событие мирового значения.
Но когда археологи взялись, наконец, за «Гайманову могилу», Бидзиле оставалось, лишь утешать себя мыслью, что после этих раскопок он сможет написать диссертацию о методах древних грабителей. Тоже неплохо…
И вот, когда уже не осталось никакой надежды на открытие, когда было выяснено, что «Гайманова могила» ограблена в древности, и даже точно установлено, как ограблена, — археологи нашли два тайника!
Большие красные амфоры. Греческие амфоры с греческим вином, от которого, к сожалению, ничего не осталось. Бронзовые скифские котлы. Бронзовое ведро. Огромный бронзовый поднос. Бронзовая ажурная жаровня для углей (и шашлыка?), точно такая же, какую нашли в знаменитом Чертомлыцком кургане. Бронзовое блюдо. Еще одна жаровня, железная. Железный черпак для кипа. Ситечко для процеживании вина. Бронзовые кубки. Бронзовая ойнохоня — кувшин, из которого разливалось вино в кубки. На изогнутую ручку ойнохойни древнегреческий мастер прикрепил две головки — сатира и Вакха. А затем появились на свет золото и серебро: серебряный килик, два рога для вина серебряные, с золотыми раструбами, серебряный кувшинчик, серебряная ваза с позолотой, золотые пластинки, которыми были когда-то обложены деревянные чаши. Все это были вещи исключительной художественной ценности. Но и среди них выделялась ваза.
Ажурный ободок по краю. Ручки в виде бараньих голов. Круглое дно, как розетка ромашки. Но главное широкий рельефный фриз, охватывающий все тулово вазы. Шесть фигур скифов! Эти изумительные изображения, вышедшие из-под чекана и резца какого-то первоклассного мастера, можно назвать «малой энциклопедией» скифской жизни.
Вот беседуют два пожилых скифа — длинноволосые, бородатые. При взгляде на их лица невольно вспомнишь блоковское: «Да, скифы мы!.». Или они это мы? Те же спокойные, благообразные, полные достоинства лица русских мужиков. Скифы полулежат на ложках, откинулись на подушки, в руках у них какие-то жезлы на которые они полуопираются. Здесь все их вооружение, все предметы, которые археологу знакомы «в натуре»: щит, меч, лук, колчан со стрелами. На другой стороне — тоже двое. Неторопливый разговор, в руках кубки: дружеская беседа. Рядом, внизу — мех с вином. Пятый скиф то ли дремлет, то ли слушает разговор, навалившись на подушки. А шестой… Шестой скиф ловят гуся!
Уж не древнейшее ли это изображение Паниковского, незабвенного персонажа «Золотого теленка»?
Я шучу, конечно. Но вот деталь, которая взволновала всех историков-скифологов: кафтаны, надетые на скифах, иного покроя, чем ранее известные! Как одевались скифы? Об этом говорят древние авторы. А главное — те замечательные произведения чеканки и литья, которые открыты в скифских курганах. Чего только здесь нет! Вот на золотой вазе из Куль-обы один скиф перевязывает ногу другому, а третий натягивает тетиву на лук: на Чертомлыцкой серебряной вазе скифы ловят, взнуздывают, украшают и стреноживают коней; на знаменитом гребке из кургана Солоха два пеших воина нападают на всадника… Одежда скифов, судя по этим изображениям, состояла из короткого кафтана, не доходившего до колен, длинных свободных штанов, перехваченных в щиколотках, и кожаных мягких сапог или башмаков. Геродот, «отец истории», уточняет, что верхние одежда скифов делалась из выделанных бараньих шкур. На них иногда хорошо заметна меховая оторочка, так что скифские кафтаны — прообраз наших современных «дубленок».
Этот костюм почти без всяких изменений повторяется на всех скифских изображениях, короткие куртки с прямыми волами, перехваченные тонким ремнем или кушаком, так, что грудь остается открытой. А вот кафтаны «таймановцев» другие — они кончаются не прямыми короткими полами, а несколько длинными треугольными языками! Очень возможно, что художник отметил на вазе особенность костюма определенного скифского племени.
Но более достоверна другая гипотеза. Перед нами не обычный, повседневный костюм скифа, как на других вазах, а парадный, праздничный. Если внимательно присмотреться к изображениям «гаямановских» скифов, можно заметить, что вся одежда — кафтан, штаны, башмаки — изукрашена тонкими линиями узора, воспроизводящего действительные украшения костюмов. И, кстати, очень похожие узоры были на золотых бляшках, которых немало нашлось в кургане: их растеряли древние грабители. …Не правда ли хорошо посмеялась удача над археологами, которые отказывались здесь копать?
Автор: Андрей Никитин.