На руинах Херсонеса. Продолжение.

Херсонес

Херсонская фема была организована, и первым стратегом ее был назначен сам Петрона, В свои владения Петрона отправлялся с большими полномочиями и звучными титулами: протосиафарий (генерал), стратег, логофет (нечто вроде министра финансов). Об этих титулах нам известно не только из трактата «Об управлении государством», но и по найденной в Херсонесе печати самого Петроны. Эта подвесная свинцовая печать скрепляла когда-то документ, от которого ничего не осталось! Но от политической деятельности Петроны осталась организованная по его совету Херсонская фема и институт стратегов, то есть та мера, с помощью которой Византия могла уберечь свой дальний форпост от вражеских вторжений и влияний.

Каких же врагов боялись византийцы? Перед самым путешествием Петроны в Херсонес, в начале 30-х годов IX века, новгородская рать князя Бравлина прошла через Крым, разгромив города «от Корсуня и до Корча» (от Херсона до Керчи). В Византии поняли, что у северных границ империи появилась новая сила. Она представляла явную опасность для престижа Константинополя, а Херсонес был важным форпостом в системе византийской обороны. Поэтому туда посылается Петрона, построивший хазарам крепость Саркел (Эта крепость в русских летописях называлась Белой Вежей. Она была разрушена в 965 году знаменитым и воинственным киевским князем Святославом, отцом Владимира.) В настоящее время развалины ее полностью исследованы археологической экспедицией, руководимой профессором М, И. Артамоновым. Исследователь обратил внимание, что строительная техника крепостных сооружений Саркела не соответствует приемам строительного искусства и техники византийской архитектуры, и заключил, что Петрона был лишь советчиком у хазар, но основными строителями были сами хазары,

Ему, тайному византийскому агенту, знакомящемуся с политической ситуацией попутно с официальной миссией архитектора, незачем было открывать секрет монументального строительства сегодняшним союзникам империи, но, возможно, завтрашним ее врагам. Поэтому в развалинах Саркела незачем искать отличительных признаков византийского строительного искусства, традиции которого восходят к античности.

Другое дело — Херсонес. Там Петрона чувствовал себя хозяином. Не только город, но и вся округа подчинялись ему, византийскому вельможе. Несомненно, Петрона должен был позаботиться и о достойной его титула резиденции. Не забудем, что Петрона был еще и архитектором. Здесь, в греческом городе, Петрона чувствовал себя дома, и дом свой он постарался сделать как можно солиднее и надежнее, Он не жалел ни энергии, ни средств, ни сил строительных рабочих — рабов (рабство в Византии сохранялось очень долго).

Херсонес

В свите, сопровождавшей Петрону из Константинополя, были и опытные мастера-строители, и резчики по камню и кости, и специалисты по мозаике. Император Феофил не скупился на щедрое снаряжение своему наместнику и родственнику (Петрона был братом жены Феофила — Феодоры). Много кораблей с продовольствием было послано на содержание свиты, много слитков золота и серебра, золотых монет привез с собой Петрона. Огромного физического труда и материальных затрат требовало его строительство, но Петрона Каматир мог не стесняться в средствах, в начале 40-х годов IX века Петрона уехал из Херсонеса. Выстроенный им архитектурный комплекс продолжал служить резиденцией византийских стратегов, и водопровод из керамических труб исправно пополнял обширный резервуар городского водохранилища.

Но через полтораста лет над городом разразилась гроза, которую предвидел византийский дипломат,— у стен города встали руссы. Только теперь это были не случайные новгородские дружинники, а организованное войско во главе с киевским князем Владимиром, руссы стремились обуздать заносчивых византийских политиков, не желавших считаться с новой силой на мировой арене — Киевским государством. Владимиру надо было взять Херсонес, чтобы продиктовать свои условия мира византийскому императору.

Знаменитая русская летопись «Повесть временных лет» подробно описывает, как, расположившись станом, русское войско обложило город, но крепостные стены с башнями оказались надежной защитой и выдержали натиск. Тогда князь приказал «сыпать приспу», то есть земляную насыпь, по которой можно было бы взобраться на стены, но горожане, устроив подкоп, ночью переносили землю внутрь города. Неизвестно, сколько времени продолжалась бы осада, если бы не стрела, пущенная со стен города в стан руссов. В донесении, написанном на стреле, говорилось о водопроводе, который издалека подает воду в город, указывалось местоположение водопровода — на восток от стана Владимира — и предлагалось его перекопать. Владимир последовал совету.

Херсонес

Можно представить восторг осаждающих, утомленных не менее осажденных, когда была найдена линия водопровода, того самого, который наполнял водохранилище. Воины разрушили водопровод на большом протяжении, и город остался без пресной воды. После этого Херсонес больше не мог выдерживать осаду. Взяв город, Владимир не сжег его, а расположился в нем со своей свитой и дружиной, дожидаясь ответа из Константинополя. Вполне возможно, что резиденцией Владимира был старый замок Петроны.

Конечно, в какой-то степени замок пострадал от осады. Старый водопровод бездействовал после «перекопания» и был превращен в водосток, в который по вертикальным каменным и керамическим трубам стекала вода с кровли. Со временем вместо этого водопровода были устроены другие, иного вида, а самый замок в начале XI века подвергся перестройке. Большая часть его была превращена в комфортабельные термы (бани) с ваннами, огромным бассейном, с мраморными полами, под которыми было устроено специальное отопление — гипокауст. Из топки главного канала горячий воздух шел по боковым мелким каналам и согревал толщу пола.

Херсонес

Новый архитектурный ансамбль с термами и водохранилищем стоял долго, около 200 лет, и погиб в конце ХІІІ века от страшного пожара во время татарского погрома (1299 г.). После этого город был не в силах восстановить такое капитальное сооружение. Камень из разрушенного здания пошел на другие достройки, бассейн был засыпан, и на остатках монументальных стен возникли жалкие постройки, просуществовавшие до конца XIV века.

Раскопки, проведенные Историческим музеем, позволили определить время строительства и последовательность архитектурных периодов. Уже и теперь можно сказать, что этот комплекс — лучший и наиболее сохранившийся архитектурный памятник средневекового Херсонеса, Для его полного исследования понадобится еще немало времени, энергии и средств.

Автор: Н. Пятышева.