Как создавалась пирамидология

Пирамиды

Некоторые критики, впрочем, не желая компрометировать греческое слово «логос» (которое в названиях наук переводится как «знание»), предпочитают называть это не пирамидологией, а «пирамидиотией» (от греческого же «идиотея» — невежество). Пирамиды грандиозны. Но им не уступают выросшие за века пирамиды домыслов и лжесенсаций.

Уже в древности бытовало множество версий относительно назначения пирамид. Ранние христиане, как уже говорилось, увидели в пирамидах житницы Иосифа. Арабы верили в гигантские библиотеки, где якобы жрецы перед всемирным потопом спрятали бесценные манускрипты. Имели также хождение гипотезы о сокровищницах фараонов, древних обсерваториях, заграждениях против наступающих песков и даже пограничных крепостях… К XIX веку, однако, стало общепризнанным, что пирамиды — не что иное, как усыпальницы фараонов.

Этот факт, впрочем, не удовлетворил англичанина Джона Тейлора, автора сенсационного сообщения, будто Великую пирамиду построил библейский Ной под непосредственным руководством Всевышнего. 30 лет готовился Тейлор к обнародованию гипотезы, проштудировал труды Гривса, Виза и других путешественников и наконец, обратился к священному писанию. Так и есть!

«…Жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов ее» (Книга пророка Исаии, гл. 19, ст. 19). Однако сразу объявились остроумные оппоненты, которые с удовольствием нашли опровержение этого тезиса, и в том же Ветхом завете: «Если же будешь делать мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных» (Книга Исход, гл. 20, ст. 25).

В 1864 году идеи Тейлора подхватил Чарлз Пиацци Смит, и с той поры ряды поклонников пирамидологии стали стремительно расти. Сыграл свою роль научный авторитет Смита: в неполные 35 лет он стал членом Британского Королевского общества (то есть академиком) и получил звание профессора Эдинбургского университета — в викторианской Англии, где признание заслуг ставилось в прямую зависимость от возраста, факт из ряда вон выходящий. Правда, Смит по специальности был астроном, в Египте никогда не бывал и вообще относился к «официальной» египтологии с крайним презрением, но зато профессор, авторитет!

Смит презирал не только египтологов, но и древних египтян, высокомерно называя их «варварами-идолопоклонниками». Он упорно отказывался верить, что египтяне сами построили Великую пирамиду, которую он искренне считал чудом: пирамида восхищала его как математика совершенством и простотой формы. Смит пришел к выводу, что тут не обошлось без прямого вмешательства высших сил, которые вложили в геометрию пирамиды весь свод знаний о мире. Важно только расшифровать божественное послание и узнать судьбу человечества. Так родился катехизис пирамидологии — книга Смита «Наше будущее в Великой пирамиде».

Всякий счет начинается с выбора единиц измерений. Смит, не мудрствуя лукаво, позаимствовал у Тейлора особый «пирамидальный дюйм» (который Тейлор просто-напросто выдумал) — 1 /25 толщины строительного блока пирамиды. Затем, увлекшись расчетами и словно забыв о происхождении этой меры длины, Смит сам поверил в «пирамидальный дюйм» как в реально существовавшую у древних египтян единицу длины и… получил из Великой пирамиды абсолютно все: расстояние от Земли до Солнца, число «пи», массу нашей планеты и тому подобное.

Правда, чуть позже выяснилось несколько неприятных для последователей Смита обстоятельств. Ни о какой единице измерений, вычисленной из толщины блока пирамиды, не может быть и речи, потому что все блоки различны по толщине. Нельзя говорить и о каком-то точном расстоянии от Земли до Солнца, потому что оно вследствие эллиптичности земной орбиты колеблется с допуском в три миллиона километров. Ну и, наконец, располагая сравнительно большим набором параметров (сторона основания пирамиды, площадь основания, высота, объем, угол наклона грани; и т. д.), любой человек, владеющий арифметикой, может в принципе получить все что угодно.

Но последователей Смита это не охладило. «Сопоставление современных данных астрономии с размерами египетских пирамид устанавливает, что упомянутые три пирамиды по своим массам соответствуют массам планет Земля, Венера, Марс, высота же пирамиды Хеопса ровно в миллиард раз меньше (какими бы мерами ни пользоваться) среднегодового расстояния Земли от Солнца». Это цитата из научно-фантастического романа, изданного в 1984 году. И добро бы речь шла о самом тексте романа (все-таки фантастика!) — но приведенный отрывок взят из авторского примечания и, таким образом, очевидно, претендует на научность.

Впрочем, что фантастика, когда автор научно-популярной статьи А. Снисаренко (историк!), раскритиковав изыскания пирамидологов прошлого, тем не менее, выдвинул свою универсальную величину, опять-таки позволяющую извлечь из Великой пирамиды массу захватывающих сведений. Речь идет о «главном модуле пирамиды» — «священном числе египтян» 108 (а также 1080, 10800 и так далее). Как могли оперировать этими числами древние египтяне, еще не знавшие понятия «нуль», покрыто мраком доморощенного пифагорейства.

Вообще пирамидологи выделяют несколько «магических совпадений», будто бы подмеченных Смитом и его последователями. Попробуем разобраться.

Так, утверждается, что вес Великой пирамиды (5 923 400 тонн) в точности равен одной квадриллионной массы Земли. Между тем никто до сих пор не подсчитал точного веса пирамиды. Ученые по-прежнему спорят об общем числе блоков, из которых она построена, а также о весе среднего блока; неясно пока, существуют внутри пирамиды значительные пустоты или их там нет. Высота Великой пирамиды, умноженная в миллиард раз, равна расстоянию от Земли до Солнца (то есть астрономической единице). Можно было бы вновь сослаться на эллиптичность орбиты Земли, на разницу между нынешней (137,3 метра) и первоначальной высотой пирамиды (оценивающейся в 146,6 метра), но… почему бы и не быть совпадению? Есть ведь и другие загадочные совпадения. Например, высота Эйфелевой башни равна одной миллиардной «диаметра» земной орбиты, а рост одного из авторов этой статьи (в метрах) равен одной октиллионной массы Юпитера в килограммах).

Грани пирамид образуют идеальный равносторонний треугольник. Увы, ничего подобного! Ребро Великой пирамиды меньше стороны основания на 12 метров. В периметре основания пирамиды «заложена» продолжительность тропического года — 365,2422 суток.

Смит высчитал, что периметр основания Великой пирамиды составляет 36 520 «пирамидальных дюймов». Отделим запятой два знака справа, и получится величина, очень близкая к точному числу суток в году. Но у древних египтян в году было ровно 365 дней: 12 тридцатидневных месяцев плюс пять добавочных суток. Это сильно осложняло жизнь египтян: за четыре года накапливалась ошибка в сутки, календарь был блуждающим, — но, увы, ничего не поделаешь, иного счета времени тогда не знали. И зашифровывать каким-то образом число 365,2422 египтянам не было никакой необходимости.

Наконец, самое удивительное совпадение: утверждается, что в основных измерениях Великой пирамиды заложено число «пи» — 3,14159… (отношение длины окружности к диаметру).

С числом «пи», известным всем со школы, получается какая-то фантастика! Даже последовательные критики пирамидологии признают, что это единственный замечательный результат, получающийся без существенных натяжек. Еще Геродот сообщал, что строители Великой пирамиды рассчитали так, чтобы площадь каждой грани равнялась площади квадрата со стороной, равной высоте пирамиды. Действительно, при делении половины периметра основания на высоту пирамиды получается нечто похожее на число «пи».

Произведя несложный расчет, мы и сами убедились – в этом премудрость невеликая. Что удивительно, так это обилие самых разнообразных рецептов получения магического числа! Разные авторы (как последователи пирамидологии, так и ее критики) предлагали делить высоту на площадь основания, удвоенную высоту на периметр основания… — и почему-то с неизменной аккуратностью всегда получали именно 3,14159!

Мистика? Вовсе нет. Достаточно приобретенного со школы навыка делить «уголком», чтобы убедиться: не выходит. Получается 4 с десятичными знаками, 6 с дробью, даже неполные 8 — но только не «пи», не 3,14…

Мистический туман рассеивается, если предположить, что некоторые авторы просто переписывали этот «замечательный факт» из книг предшественников, не потрудившись проверить результат (две минуты времени!). Можно, конечно, обвинить переводчиков, спутавших площадь основания с периметром,— но и в этом случае выходит, что редакторы и читатели безусловно доверились печатному тексту.

Не прошло и десяти минут, как мы с помощью карманного микрокалькулятора установили истину. Итак, запишем: половина периметра основания Великой пирамиды, деленная на ее высоту, дает в результате 3,16836… Никаких значений ближе к реальному «пи» пока не обнаружено. Пример показательный, стоит задержать на нем внимание.

В книге небезызвестного Эриха фон Деникена «Воспоминания о будущем» заинтригованный читатель прочтет буквально следующее: «Разве может быть случайным совпадением тот факт, что площадь основания (именно так. — Авт.), деленная на удвоенную высоту пирамиды, дает знаменитое число «пи», равное 3,14159…?»”. Прочитав это и проверив (получается какая-то совсем уж несуразная величина: 184,08.,.), мы не могли не согласиться с критиками Деникена: «Готов прозакладывать всю стоимость строительства нового сфинкса, чтобы посмотреть, как Деникен будет вычислять таким способом число «пи»…

К Деникену мы еще вернемся, а пока сообщим самый сногсшибательный результат, полученный нами, авторами этой статьи (сознаемся, захотелось оставить и свой маленький след в пирамидологии, это так легко…). Оказывается, древние египтяне имели представление еще о так называемом основании натуральных логарифмов, обозначаемом латинской буквой «е» и равном 2,71828… (Заметим, что в Европе логарифмы были открыты в начале XVII века.) Как иначе объяснить тот факт, что площадь поверхности земного шара (510,2 млн. кв. км), деленная на суммарную площадь всех четырех граней пирамиды Хуфу (86 980 кв. м), дает в результате число 5,86572X109, что с огромной точностью (0,1 %!) равно сумме д + е, умноженной на миллиард!

Это не розыгрыш, предлагаем желающим убедиться. А потратив полчаса времени, можно отыскать не менее удивительные совпадения (мы, например, шутя получили массу и радиус Солнца — как-никак, египтяне были солнцепоклонниками…).

Продолжение следует.

Автор: В. Г.