Феномен «золотой орды»
Ради эксперимента спросите кого-нибудь из своих знакомых, когда, по их мнению, мог возникнуть термин «Золотая орда», откуда он вообще мог взяться. Подавляющее большинство охотно объяснит вам, что термин проник в русский и украинский язык в период татаро-монгольских завоеваний на Руси. Так называли со времен Батыя свое государство завоеватели. Такое представление поддерживается, по-видимому, широким употреблением термина в нашей учебной, популярной да и научной исторической литературе при описании татаро-монгольского нашествия.
А между тем наши первые историки, русские летописцы и современники тех событий, этим термином никогда не пользовались. Конгломерат татаро-монгольских ханств, основанных Батыем на юго-востоке Европы, русские памятники называли просто Ордой («А добра ти намъ хоть во всемь в Орде и на Руси». 1390 г. «Старинная татарская земля или ордо не всем знаема». 1670 г.,) или в крайности Великой, Большой ордой («Темирь.., все; орды поплени и, мрииде к Великой орде)», 1560 г. «При сем же царгь Ахмате, до конца Большая орда запусть», XVI—XVII вв.).
Слово «орда» действительно пришло к нам одновременно с монголами. В древнейших монгольских, персидских памятниках письменности оно означало юрту, шатер — ставку.
В особо торжественных случаях ставили «большую золотую орду», которую называли так потому, что столбы и порог в ней были обернуты золотом. Такая монгольская юрта могла вмещать до ста человек. В одной из персидских летописей содержится запись о том, как Чингис-хан «повелел разбить большую золотую орду, устроить многолюдное собрание и сделать великое пиршество» в честь первой охоты его сыновей.
Впоследствии Золотой ордой стала именоваться ханская ставка, укрепленный лагерь, центр улуса, удела. Ставка могла перемещаться вместе с перемещением кочевых орд. В XIV — XV веках вместе с развитием торговли, городов как центров торговли приобреталась оседлость. «Золотая орда» из юрты, шатра преобразилась в ханский дворец, именем которого был назван главный город ханства Сарай.
Русские памятники письменности так и называют его: 1588 г, «Послал царь в Астрахань города (крепость, кремль) делати каменного, а велел ломати мизгити (мечети) и полаты в Золотой Арде и тем делати город». Историк XVIII века В. Н. Татищев также упоминает об этом; «Батый, построил Сарай или дворец, который и в русских источниках Сарай и Золотая орда именован».
Для русского языка XVI — XVII веков было характерно распространение названия центра (крепости, главного города, столицы) на область, тяготеющую к центру, на землю, государство в целом. Так, Русь в XVІ — XVII веках часто называли Московией. В 1661 году барон Меерберг пишет:
«Что Московия занимает первое место в титуле русского царя, это следует приписать не древности ее, а достоинству. Даже свое имя, заимствованное от речки она передала всей России и всем обитающим в ней народам: это имя принято всеми с таким одобрением, что много уже лет эта страна называется обыкновенно Московией»
То же происходит и с государственным образованием, основанным в свое время Батыем. Казанский летописец в XVI —XVII веке именует ее «Большою ордой» и «Царством Златыя орды»: «Бысть же зло-горькая та и великая власть варварская надъ Рускою землею оть Батыева времени по царство тоя же Златыя Орды царя Ахмата… При семь же царе Ахмате,,. до конца Большая орда запусть».
Издавна со словом «золотой» в русском языке связывалось много прекрасных понятий («золотые слова, со слезами смешанные» молвил Святослав; известны золотой характер, золотые руки и т. п.). Очевидно, эта эмоциональная нагрузка слова долго мешала упрочению обозначения «злогорькой той, варварской власти» словосочетанием со словом «золотой».
Так, еще в первой половине XVIII века в Избранных трудах по географии России Татищев-географ может написать: «О званиях, Како древние звания тех мест наперед сего именованы были, например, Киевская именуется доднесь Малая Русь, Московская и Смоленская за едино Белая Русь.., Казанская болгары, Астраханская, Ногайская именованы были и Золотая орда». Но Татищев-историк в «Истории Российской» нигде не пользуется термином «Золотая орда» для обозначения державы Батыя. То есть еще для XVIII века сочетание «Золотая орда» связывается с понятием географическим и даже этнографическим («Насадители сих деревъ были татара, которые жительствовали въ сеи степи и подъ именемъ Золотой орды были известны», Лепехин, 1771 г.).
И лишь в XIX веке в трудах историков сочетание «Золотая орда» приобретает черты исторического термина.
Автор: Г. Богатова.