Древние кельты. Часть третья.

кельты

В 281 году до новой эры некий Никомед пригласил двадцать тысяч кельтов (греки называли их галатами) в Малую Азию и, опираясь на их силу, создал Вифинское царство в северо-западной части полуострова. В это время шла борьба между двумя наследниками Александра — Селевком I Никатором, успевшим уже объединить значительную часть владений великого полководца от Средиземного моря до Индии, и правителем Македонии и Фракии Лизимахом. Оба погибли в этой борьбе, а Фракия (территория современной Болгарии) в результате досталась кельтам. В 279 году до новой эры, воспользовавшись тем, что самая сильная в Греции армия царя Пирра была скована войной с римлянами в Италии и Сицилии и в значительной мере уничтожена при известной «пирровой победе», кельты устремились на юг, опустошили Македонию, Фессалию и разграбили сокровищницу знаменитого общегреческого святилища в Дельфах. С большим трудом грекам удалось отогнать их отряды на север.

Тем временем сын Селевка Никатора Антиох пытался восстановить свою власть в Малой Азии. Никомед Вифинский опять призвал галатов. Почти десять лет шла война, и только в 269 году до новой эры Антиоху, использовавшему боевых слонов, удалось остановить врагов. Но не изгнать. В районе современной Анкары кельты образовали свое государство-федерацию Галатию, управляемую двенадцатью племенными вождями. Галатия просуществовала до 25 года до новой эры, а потомки кельтов жили здесь и дольше. Галатам адресовал свои послания христианский апостол Павел, и еще в IV веке новой эры здесь говорили на языке, напоминавшем язык треверов, жителей Рейна в районе современного Трира.

Приблизительно тогда же, когда разворачивались эти события в Греции и Малой Азии, в первой трети III века до новой эры, кельтские памятники появляются в Восточной Венгрии, в Словакии, в Трансильвании, в Украине (в Закарпатье). Проникают кельты и в Силезию, на территорию современной Польши. На горе Шлёнза находилось кельтское святилище, напоминающее по конструкции знаменитый Стоунхендж в Англии, найдены и каменные скульптуры в характерном кельтском стиле. Не исключено, что некоторые черты национального характера поляков, этих «славянских французов», тоже восходят к кельтским временам.

К концу III века до новой эры волна кельтской экспансии начинает затухать. Все чаще кельты терпят поражения. В сороковых — тридцатых годах успешную и полную драматических эпизодов борьбу с ними вел в Малой Азии царь Пергама Аттал. В 225 году до новой эры римляне нанесли еще одно поражение объединенным силам белгов и цизальпинских галлов.

Интересно, что, совершая далекий обходный маневр через Альпы, карфагенский полководец Ганнибал делал ставку на галлов, но просчитался. Вместо мощного политического союза племен, о котором был осведомлен, он застал уже раздробленные племена. Вместо объединенной кельтской армии получил в помощь лишь отдельные отряды. Войну Ганнибал, как известно, несмотря на ряд блестящих успехов, проиграл. Его поражение было и очередным поражением кельтов. К тому времени кельты, не выдержав сопротивления местного населения, были вынуждены в 212 году до новой эры оставить и Фракию. В 196 году до новой эры римляне изгнали из Италии инсубров, а в 192 и жителей Болоньи — бойев. Последние, переселились на территорию Чехии, дав этой стране сохраняющееся и до наших дней название — Богемия.

Изгнанные из Италии, Малой Азии и Фракии кельты стекаются в Центральную Европу (обилие кельтских бескурганных, так называемых «плоских могильников» свидетельствует об относительной перенаселенности) или ищут новых земель. На это время (конец III — начало II века до новой эры) приходится «кельтский эпизод» в истории Северного Причерноморья, в истории нашей страны.

Земли Скифии представляли в это время легкодоступную добычу. Еще в конце IV — начале III века до новой эры на скифов обрушилось страшное бедствие — нашествие из-за Дона их восточных соседей сарматов, превративших, по словам греческого историка Диодора Сицилийского, «их страну в пустыню».

На площадке лестницы Петербургской государственной публичной библиотеки стоит камень, на котором жители города Ольвии, располагавшегося недалеко от современной Одессы, в конце III — начале II века до новой эры (точнее, к сожалению, подпись не датируется), высекли печатный декрет в честь гражданина Протогена. Он выручил город, дав деньги на возведение стены, которая должна была защитить «гаванную часть и прилегающую к прежнему рыбному рынку», так как «перебежчики извещали, что галаты и скифы составили союз и собрали большие силы, которые и явятся зимою».

В Молдавии, около Бендер, кишиневскому археологу Е. Ф. Чеботаренко удалось подобрать на пашне великолепный экземпляр кельтской бронзовой фибулы. В. Бобуечи, под Кишиневом, был найден клад разнообразных бронзовых изделий. Среди них — две своеобразные бронзовые пластины. Изображенные на них олени с длинными прямыми рогами удивительно напоминают фигурки с известного кельтского котла из Гундеструпа в Дании. А человеческие маски с бобуечских пластин очень похожи на некоторые изображения на кельтских вещах из Италии.

В верховьях Днестра, у села Бовшев, раскопано кельтское поселение с характерной, изготовленной на гончарном круге серой керамикой. Всего в днестровско-днепровском междуречье известно тринадцать памятников, так или иначе связанных с кельтским миром. События, которые они фиксируют, попадают на период от середины III века до начала II века до новой эры, и скорее всего, обернулись они неблагоприятно для кельтов — закрепиться в Причерноморье им не удалось. Однако заметим — почти семидесятилетнее пребывание кельтов во Фракии отразилось археологически лишь несколькими погребениями и случайными находками.

Лишившись ряда завоеванных ранее земель, кельты концентрируются в Центральной Европе, наступает новый этап их жизни, называемый иногда «периодом среднеевропейской консолидации». Чтобы прокормить избыточное население, кельты встают на путь интенсификации хозяйства.

Кельты начинают чеканить собственные монеты, взяв за образцы тетрадрахмы Филиппа и Александра Македонского. Широкого хождения они, впрочем, не имели и в большинстве случаев обращались лишь на ограниченной территории данного племени. Именно в это время происходит своего рода «ремесленная революция». Появляются металлические наконечники пахотных орудий, ротационные жернова с осью, выработаны эффективные формы серпов и кос, сохранявшиеся в Европе вплоть до средневековья, а иногда и до наших дней. Известны крупные металлургические центры этого времени. Культура кельтов заметно демократизируется. Стандартные формы фибул, оружия (мечей, копий, щитов), керамики серой гончарной, затем черно-бело-красной расписной и серо-черной до удивления одинаковы и в этот период во всем кельтском мире — от Британии до Карпат. Женские пояса-цепи с эмалевыми вставками и мужские, прокованные из перевитых полос железа, застежки поясов-портупей, браслеты — все это вещи массового производства, но художественные.

В это время, очевидно, существовал некий «общий рынок». И только в Британии в изделиях так называемого «островного стиля» сохраняются традиции раннекельтского искусства. Если в предшествующую эпоху культура кельтов распространялась силой оружия, то теперь (в археологии это эпоха Латена С) наступило время «торговой экспансии». И она была не менее, а может быть, даже более успешна. Все варварские культуры, окружавшие кельтский мир с севера и востока, от Скандинавии до Днепра, так или иначе оказались в сфере кельтских влияний. Эти народы заимствовали от кельтов оружие, украшения, способ ношения одежды. Местные мастера подражали в своей лепной от руки посуде гончарным изделиям кельтов. На нашей территории к таким латенизированным культурам относятся две — зарубинецкая в бассейне Припяти и Днепра и Полнешты — Лукашевка в Молдавии.

В I веке до новой эры повсеместно в кельтском мире стали возникать укрепленные полугородские или протогородские центры — оппидумы. Вся кельтская Европа вскоре оказалась покрыта густой их сетью. Вероятно, участились столкновения между отдельными племенами и группировками, усилилось давление извне — германцев с севера, даков на востоке. Назревает и римская угроза. С середины I века до новой эры культура кельтов резко клонится к упадку, звучат последние аккорды этой яркой цивилизации. Цезарь завоевывает Галлию; Буребиста, царь даков, изгоняет бойев из Богемии, с севера постоянно нападают германцы и особенно активный в это время союз свевов. Оказавшись между молотом рвущихся в благодатные южные края германцев и наковальней римской военной машины, кельтская цивилизация в Центральной и Западной Европе погибла. Несколько дольше она сохранялась в Англии, где кельты подверглись меньшей романизации, чем во Франции, но затем и здесь большинство очагов кельтской культуры захлестнули германские волны.

Кельтская цивилизация погибла, но не исчезла бесследно. Увлеченные античностью, мы еще находимся во власти представлений эпохи Возрождения, мы до сих пор подчас считаем античность мерилом всех ценностей и забываем, что она была не одна. Были и другие источники, питавшие общеевропейскую культуру. И среди них — культура кельтов.

Автор: М. Щукин.