Загадка происхождения глаголицы

глаголица

Мы уже упоминали о кириллице и глаголице — древних общеславянских азбуках. Знаки глаголицы, как известно, обладают причудливыми, сложными начертаниями. Большинство ученых считает, что именно глаголицу «изобрел» Кирилл. Лишь позднее, при учениках Кирилла и Мефодия, глаголица вышла из употребления, уступив место более удобной кириллице. Но, ни одна из многочисленных гипотез не смогла, однако, вплоть до настоящего времени толком объяснить происхождение глаголицы.

Открытие новой древнерусской азбуки заставляет пересмотреть всю совокупность взглядов не только на происхождение русской письменности, но и на возникновение славянской письменности вообще. Следует предположить, что первая общеславянская азбука — глаголица — была создана Кириллом Философом на основе существовавшей уже русской азбуки. Интерес Кирилла к русским корсунским книгам накануне создания его азбуки — явление далеко не случайное.

Мы отнюдь не отрицаем той крупной роли, которую сыграл Кирилл в развитии славянской письменности. Мы выступаем только против того, чтобы возникновение славянского письма объявлялось плодом единоличного вдохновения этого миссионера. Деятельность Кирилла именно потому и имела успех, что нашла себе на славянской почве благоприятные условия: одним из этих условий было наличие славянской и русской письменной традиции.

Открытие «русского письма» позволяет выдвинуть новую гипотезу происхождения глаголицы, опирающуюся на конкретный исторический материал. Все факты говорят о том, что глаголица была создана на основе «русского письма». По нашему предположению, глаголические знаки являются лигатурами, то есть слитным написанием букв «русского письма». Как известно, у букв общеславянских азбук (в том числе и у знаков глаголицы) существовали с древнейших времен названия: азъ, буки, вЬди и т. д.

Писатель конца IX века Храбр указывает, что эти названия были даны Кириллом буквам его азбуки по образцу других алфавитов. Создание Кириллом знаков глаголицы было тесно связано с этими славянскими названиями букв. Естественно предположить, что Кирилл, создавая глаголический знак из букв русского письма, воспроизводил при помощи русских букв начало названия соответствующей славянской буквы. Глаголическое «Б» (буки) он создал из русских букв «б» и «у», глаголическое «Д» — из букв «д» и «о»; глаголическое «Е» — из букв «е» и «с» и т. д. Все глаголические знаки (кроме Ш и Щ, заимствованных из восточных систем письма) образованы по этой схеме.

глаголица

Схема образования глаголических лигатур из букв русского письма.

На наш взгляд, эта гипотеза происхождения глаголицы объясняет такие особенности начертания глаголических знаков, какие не смогла объяснить ни одна из ранее выдвинутых гипотез. Так, до сих пор было не ясно, почему у глаголического «Е» — два язычка (в то время как во всех других системах письма — один). Новая гипотеза, рассматривающая глаголическое «Е» как лигатуру русских букв «е» и «с», хорошо объясняет язычки этого знака, один из которых появился только после сложения лигатуры. Если сопоставить все русские буквы, извлеченные из состава глаголических знаков, с русскими буквами монет XI века, то такое сопоставление говорит само за себя.

Для создания глаголицы Кирилл употребил то же самое русское письмо, какое продолжало употребляться русскими монетчиками XI века. Этой же азбукой были написаны найденные Кириллом корсунские книги. Русское письмо употреблялось в этом городе, так как на корсунской средневековой черепице среди применявшихся в качестве меток греческих букв и знаков собственности находятся все те же русские буквы, что и на монетах XI века.

Становится понятным и целый ряд обстоятельств, связанных с созданием первой общеславянской азбуки. Почему, например, буквы у славян с древнейшего времени назывались «письменными», «книжными» или «буковными» словами, а иногда и просто «словами» (следует учесть, что прилагательные «письменный», «книжный», «буковный» имели в древности одно значение: «буквенный»). Потому, что древний глаголический знак действительно был своеобразным «словом», вернее, воспроизведением при помощи русских букв начала соответствующего «слова», то есть названия буквы общеславянской азбуки. (Само название этой азбуки — глаголица — означает: «азбука, составленная из слов», то есть букв.) Становится понятным также, почему вплоть до XIV века глаголица продолжала называться «русским письмом»: при создании этой азбуки было, в самом деле, использовано именно русское письмо.

Таковы всего лишь некоторые доводы в пользу нового решения вопроса, тема которого выходит за пределы данной статьи. Если учесть, что созданная на основе «русского письма» глаголица является древнейшей общеславянской азбукой, а кириллица при своем возникновении всего лишь копировала свою предшественницу, то влияние, оказанное «русским письмом» на возникновение и развитие общеславянской письменности, можно оценить как выдающийся вклад восточных славян в историю культуры славянских народов.

Древний славянский памятник «Похвальное слово Кириллу и Мефодию», касаясь создания первой общеславянской азбуки, утверждал, что эти просветители «не на чужом основании свое дело положили». Действительно, Кирилл положил свое дело «не на чужом основании»: основанием таким для его азбуки служило то «русское письмо», память о котором была утеряна вместе с этим древнейшим славянским алфавитом.

Автор: Н. Энговатов.