Возвышение доллара
Во второй половине XIX в. господствующее положение в качестве международного платежного средства занимал британский фунт стерлингов. Из всех возможных соперников, грозивших занять его место, как тогда представлялось, доллар США был последним. Соединенные Штаты считались международным должником с довольно неопределенной репутацией, поскольку не имели центрального банка и единой денежной системы. Доминирующее положение доллар занял только в XX в., в результате сложной цепи событий, приведших к созданию в США централизованной банковской структуры — Федеральной резервной системы — и возникновению доллара как платежного обязательства федерального правительства.
Принятая в 1789 г. Конституция Соединенных Штатов не предоставляла федеральному правительству исключительного права на эмиссию денег, каким обладала в то время королевская власть в европейских странах. Отсутствие четкого законодательства в сфере денежного обращения породило бесчисленное множество разнообразных средств платежа при полной бесконтрольности со стороны центра и без его поддержки. В таких ненормальных условиях законным платежным средством вплоть до 1857 г. служили даже иностранные монеты, и еще в 1901 г. серебряные рудники в Орегоне выпускали собственные монеты «для коммерческого использования».
Вследствие широко распространившихся банкротств местных денежных систем выпуск бумажных денег отдельными штатами был запрещен. Однако ничто не мешало им учреждать банки, имевшие право свободной эмиссии платежных средств. Штат Кентукки, например, создал частный банк и, являясь его единственным владельцем, приступил к платежам собственными банкнотами. Такого рода индивидуализм в сфере денежного обращения был обычной практикой, что выражалось, в частности, в появлении «диких» банков и в господстве в законодательстве штатов в этот период идеи «свободного банковского дела», в соответствии с которой любое лицо (или группа лиц) имело право открыть банк и начать выпуск банкнот — без каких-либо лицензий и контроля.
Отсутствие общенационального банка означало, что даже федеральному правительству приходилось либо вести свои финансовые дела через частные банки, либо рассчитываться звонкой монетой или слитками золота и серебра. В 1840 г. президент США Мартин Ван Бурен установил так называемую Независимую казначейскую систему, обслуживавшую сделки правительства через свои отделения, расположенные по всей стране. Поскольку казначейство не являлось банком и не могло выпускать банкноты, все поступления и расходы правительства должны были выплачиваться золотом или серебром. Расходы, превышавшие налоговые платежи, финансировались только за счет выпуска государственных ценных бумаг, приобретавшихся на золото.
Гражданская война и первые «гринбеки»
Истоки преобразований в сфере денежного обращения, проведенных в конце XIX в., были связаны с необходимостью финансировать Гражданскую войну 1861—1865 гг. Казначейство выпустило сначала «векселя на предъявителя», которые, собственно говоря, не являлись законным платежным средством, но обменивались на золото. Однако сокращавшийся золотой запас казначейства вскоре вынудил отказаться от обратимости этих банкнот, и финансирование военных усилий продолжалось путем выпуска бумажных «банкнот Соединенных Штатов», обеспечением которых было лишь доверие правительству. Их прозвали «гринбеками» («зелеными спинками») — название, под которым доллары США известны во всем мире и по сей день.
Выпуск «гринбеков» был ограничен суммой 433 млн., поэтому растущие трудности получения кредитов и все возраставшие расходы вынудили секретаря казначейства Салмона П. Чейза ввести «свободу банковских операций» в масштабе всей страны. Акт о национальных банках 1863 г. разрешал любой группе из пяти человек образовывать «национальную банковскую ассоциацию» и выпускать «национальные банкноты» в количестве, равном их вкладам в облигации федерального правительства, которые депонировались у контролера денежного обращения государственного казначейства.
Чтобы предотвратить конкуренцию с федеральными бумагами, выпускавшиеся штатами банкноты облагались налогом в размере 10%, что позволило вскоре вытеснить их из обращения. Банки штатов противопоставили этому выпуск платежных чеков под обеспечение своими депозитными счетами, что явилось весьма притягательной заменой «национальных банкнот».
К концу Гражданской войны многообразные платежные средства, представлявшие собой долговые обязательства тысяч банков штатов, в значительной мере обесценились по отношению к «гринбекам» и «национальным банкнотам», поскольку хотя ни те, ни другие на золото не обменивались, выпуск последних строго лимитировался. Таким образом, денежный запас Соединенных Штатов оставался неизменным и был не способен реагировать ни на колебания в торговле, ни на частые паники, возникавшие в результате краха действовавших на свой страх и риск банков штатов (так, например, через два года после введения свободы банковского дела в Мичигане разорились все его сорок банков).
Твердый золотой стандарт доллара
Поскольку Соединенные Штаты были в основном страной сельскохозяйственной, спрос на денежные средства был связан с закупкой урожая. После его продажи вклады фермеров в банках сельскохозяйственных районов росли, что приводило к нехватке фондов в городских банках восточного региона страны. Национальная банковская система, состоявшая из небольших отделений, не имела механизма для повторного оборота избыточных фондов, возможного в банке многоотраслевом. Более того, при отсутствии центрального банка, который ссужал бы резервные фонды, преодолеть такого рода колебания можно было только изменением процентных ставок или же объявлением о банкротстве банка. Все это вместе с утечкой металла в казначейство и отсутствием строгих банковских правил привело к чрезвычайной нестабильности и частым кризисам.
Причину такой нестабильности некоторые видели в отсутствии металлических денег, и этот аргумент активно использовали те, кто стремился сделать серебро основой денежной системы Соединенных Штатов. В защиту неограниченной чеканки серебряных монет как законного платежного средства выступил Уильям Дженнингс Брайан, возглавлявший «Движение за свободное серебро». Принятый в 1878 г. закон Блэнда-Аллисона разрешил казначейству выпуск серебряных сертификатов (денежных знаков, обеспеченных серебром), которые с 1886 г. стали законным платежным средством; в то же время антитрестовский закон Шермана 1890 г. практически вынуждал казначейство скупать все серебро, добывавшееся на рудниках Соединенных Штатов. В 1882 г. были приняты аналогичные меры и в отношении золотых сертификатов, однако ни одна из этих мер, призванных обеспечить платежным средствам необходимую гибкость, результатов не дала.
Принятая система создавала серьезные проблемы как международного, так и внутреннего характера, поскольку колебания спроса на ликвидность могли удовлетворяться только международным движением золота, что в свою очередь создавало нестабильность в мировой монетарной системе. Особенно резко это проявилось в 1893 г., когда опасения, что Соединенные Штаты откажутся признать свой государственный долг в золоте и будут оплачивать его серебром, цена которого на мировых рынках катастрофически падала, привели к резкому оттоку золота из страны и разорению многих банков.
Создание Федеральной резервной системы
Отток золота удалось предотвратить введением Закона о золотом стандарте 1900 г., который установил для доллара прочный золотой стандарт и потребовал, чтобы национальные банки обеспечивали золотом выпускавшиеся ими банкноты. В 1899—1910 гг. количество золота как на руках у населения, так и в казначействе почти утроилось. Доля США в мировом монетарном золотом запасе возросла примерно с 15 до 30%, и это произошло в то время, когда многие другие страны (Австро-Венгрия, Россия, Япония) также переходили на золотой стандарт. Поскольку рост поступлений золота шел медленно, его накопление в Соединенных Штатах вызвало еще большие трудности, чем прежний его отлив. Это объяснялось главным образом тем, что после поступления золота в казначейство его нельзя было получить обратно — оно могло использоваться только для финансирования дефицита платежного баланса (а в тот период страна имела активное сальдо). В условиях существования независимой казначейской системы золото не могло служить основой денежной эмиссии или ссудным резервом.
В 1907 г. еще один банковский кризис настоятельно напомнил законодателям о необходимости создания такого национального института, который реагировал бы на колебания в спросе на ликвидность каким-то другим путем, не привлекая золото из-за границы. В конечном счете принятым в 1913 г. Актом о Федеральной резервной системе такое учреждение и было создано.
В соответствии с этим документом вся территория страны была поделена на двенадцать резервных округов, каждый со своим федеральным резервным банком, которые начали функционировать 2 ноября 1914 г. В новую банковскую структуру Соединенных Штатов обязаны были войти и существовавшие национальные банки, которые, выкупив акции федеральных резервных банков, стали их членами. Федеральные резервные банки получили право выпускать новые платежные средства — федеральные резервные банкноты, являвшиеся законным платежным средством для погашения всех видов задолженности и обязательств как банков, так и правительства Соединенных Штатов.
Новые банкноты предназначались для замены выпускавшихся национальными банками. Их эмиссия обеспечивалась золотом минимум на 40%, остальные банкноты выпускались под обеспечение простыми или переводными векселями и другими приемлемыми активами, которые приобретались с дисконтом у банков-членов. Такая схема отвечала необходимости иметь эластичные платежные средства, количество которых могло расширяться и сокращаться в соответствии с колебаниями торговли и ситуацией в банковской системе. Если банк — член резервной системы испытывал недостаток ликвидности, он мог приобрести ее, дисконтировав свои активы в федеральном резервном банке своего округа в обмен на федеральные резервные банкноты.
Отношения назначаемого президентом страны Совета управляющих Федеральной резервной системы (штаб-квартира его находится в Вашингтоне) с федеральными резервными банками, которые принадлежали частным банкирам и ими же управлялись, были довольно неопределенными: оставалось неясным, кто же, собственно, нес ответственность за кредитно-денежную политику, поскольку за частными банкирами сохранялось явно главенствующее положение.
Тем не менее, предпосылки для последующего возвышения доллара на международной арене были теперь созданы: во-первых, произошло огромное сосредоточение мирового золотого запаса в Соединенных Штатах, что вынуждало международную кредитно-денежную систему развиваться в сторону золотого стандарта, во-вторых, было создано единое национальное средство обращения, выпускавшееся одним учреждением с полномочиями последнего кредитора.
Война 1914—1918 гг. ослабила позиции Великобритании, и в послевоенный период возвращение доллара к золотому обеспечению строилось на более прочной основе, чем у фунта стерлингов. Более того, в «бурные 20-е» с развитием радио и появлением автомобиля в экономике Соединенных Штатов после непродолжительного спада наметился резкий подъем.
Массовое перемещение капиталовложений в Соединенные Штаты, вызванное сначала быстрым ростом и биржевым бумом, а затем высокими процентными ставками, установленными с целью противостоять спекулятивному подъему цен на Уолл-стрит, нанесло жестокий удар международной финансовой системе, нарушило стабильность обменного курса валют. Крах фондовой биржи в 1929 г. вызвал всеобщее разорение банков, предотвратить которое Федеральная резервная система оказалась не в состоянии, и последовавшее вслед за этим резкое обесценение инвестированных капиталов привело к мировому кризису.
Широко распространившаяся практика обмана со стороны банков, выявившаяся после краха Уолл-стрит, свидетельствовала о слабом контроле за их деятельностью Совета управляющих Федеральной резервной системы, о его недостаточной способности регулировать кредитно-денежную политику так, чтобы предотвратить разорение даже хорошо управляемых банков. Осуществленный тогда ряд мер, в том числе национализация золотого запаса, девальвация доллара по отношению к золоту (до 35 долларов за унцию золота) и Закон о банках 1935 г., предоставивший Совету управляющих полномочия осуществлять действенный контроль над кредитно-денежной политикой, создали, наконец, систему, эквивалентную по своим функциям европейскому центральному банку.
Итак, в период между двумя мировыми войнами укрепились и внутренняя финансовая система Соединенных Штатов, и роль американского доллара как международной резервной валюты. Страна была уже готова подорвать реноме Лондона как мирового банкира, когда вспыхнувшая вторая мировая война лишила Сити его прежней надежности и превратила Великобританию из международного кредитора в международного должника. Соединенные Штаты стали главным кредитором в мире, и любая страна, желавшая закупить товары для послевоенного восстановления, должна была приобретать доллары. Так доллар стал лидирующей валютой мировой экономики.
Автор: Ян А. Кригел.