«Самая обаятельная и привлекательная…». История женской косметики.
«Миловидность обманчива и красота суетна. Но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». В словах этой библейской притчи — выбор церкви, ее позиция, ее отношение к искусству красоты. Оно однозначно. Церковные авторитеты видели в нем лишь проявление тщеславия. Тертуллиан был искренне убежден, что помады и румяна изобретены дьяволом. А святой Климентий учил: краска на лице женщины знак того, что она нечиста душой (впрочем, он же с не меньшим рвением осуждал мужчин, подстригающих бороду, «этот отличительный признак мужской доблести»). А вот другое мнение: «Внешность человека — его лучшее рекомендательное письмо». Эти слова римского императора Марка Аврелия, сказанные почти два тысячелетия назад, говорят об ином отношении, о стремлении людей выглядеть как можно привлекательнее. Но не только с этого времени человек призвал себе в союзники красоту, средства косметики. Уже в пещерах ледникового периода археологи обнаружили такой косметический компонент, как помада.
В целом же искусству красоты, макияжу,— пять тысяч лет. Его формированию мы обязаны древним египтянам. С тех далеких пор в жизнь общества вошли благовония, краски для лица, многочисленные рецепты мазей. Нередко их высекали прямо на стенах храмов.
Что было в арсенале женской красоты? Краски для волос, кремы для выбеливания лица, тушь для глаз, благовонные масла для смягчения кожи… Рецепты обещали, что «подведенные» глаза в сочетании с равномерно нанесенными на лицо белилами и пышными прическами придадут взгляду египтянок эффектную глубину и выразительность. В Лувре хранится сосуд для краски, делающей очи «говорящими», в форме женской фигурки. Поднятыми вперед руками держит она чашу с крышечкой. В ней-то и хранился «мастим» или «стим» (в буквальном переводе «цвет»). Наносить его советовали узкой полоской от углов глаз, отчего они станут больше и глубже. Такими, как диктовала мода. Ибо всегда непростое искусство макияжа шагало рука об руку с ее величеством Модой. Именно мода как явление культуры диктовала цвет глаз, их разрез, оттенок волос, форму рта, оптимистическую улыбку или маску отрешенности.
Греческая мифология приписывает изобретение средств для поддержания красоты Афродите, а Елене Прекрасной — их распространение. В действительности знакомству с косметикой греки обязаны империи фараонов. Макияж у греков носил еще более подчеркнутый характер, чем у египтян. Гречанки не просто чернили ресницы сажей, но и закрепляли ее смесью яичного белка со светлой смолой, а суриком красили губы и румянили щеки. Для улучшения кожи лица рекомендовались маски на ночь. Вот один из дошедших до нас рецептов: отвар рисовой муки смешать с хлебным мякишем, размоченным в молоке ослицы, оно обладает повышенным содержанием кислоты.
В Древней Греции существовала профессия «космета», были открыты первые парикмахерские. Космет давал советы, как дольше сохранить молодость и красоту, словом, выполнял те же функции, что и современные косметологи.
Римлянки не придавали окраске вокруг глаз такого значения, как гречанки. Зато латинские тексты часто упоминают о белилах, румянах и способах их употребления. И в Египте, и в Древнем Риме главные усилия были направлены на обеспечение белизны лица. Эти заботы не оставляли дам и в более поздние века.
Герцогиня Екатерина Сфорца, представительница знаменитой итальянской династии, оставила потомкам такой рецепт осветления лица: «Вода, смешанная с кровью голубя, лепестками лилии, камфарой, свежими яйцами и медом». Кстати, за исключением второго компонента все перечисленное используется косметологами и по сей день.
Однако далеко не все рецепты старины были безвредны. В погоне за белизной кожи составители масок шли на применение металлических окислов. Неважно, что в некоторых случаях результаты бывали просто плачевными. Ведь и современные модницы, во что бы то ни стало стремящиеся добиться максимального загара, тоже зачастую не думают о последствиях…
О том, насколько глубоко косметика внедрилась в нравы эпохи, можно судить по высказываниям Данте, отмечавшего, что женщина, которая не пользуется кремами, мазями, притираниями, помадами и красками,— исключение из правил.
Благодаря Екатерине Медичи, ставшей французской королевой, итальянские вкусы в области косметики были перенесены во Францию, ставшую впоследствии законодательницей моды и в этом. Французы усовершенствовали выбеливание лица и внесли свои коррективы: белизна должна быть более яркой на лбу, чуть гуще, затененнее (с некоторым оттенком голубизны) — к вискам, а «вокруг рта белый цвет должен отливать желтизной алебастра», как о том сказано в альманахе «Библиотека для дам» за 1774 год.
Новинкой XVIII века стал красный цвет губ и щек «на версальский манер»: не просто яркий, а яркий кричаще. По контрасту с ослепительной белизной он производил вызывающий, подчеркнуто ненатуральный эффект.
«Хороший тон» XVIII века требовал, чтобы алые румяна наносили также на нижние веки, придавая «огненность взору». К макияжу добавлялась голубая краска; ею намечались ниточки вен на висках, плечах и груди, так белизна кожи оттенялась еще сильней.
Особо нужно сказать о «мушках» искусственных родинках. В их расположении не допускалось никакой случайности. Существовал выработанный в обществе «код», принятая система сигналов самовыражения. Так, мушка у глаза означала «неотразимость», возле уголка рта — «страсть к поцелуям», над губой — «лукавство», на носом — «решимость», на лбу – «величавость», на щеке – «галантность» и т. д. Надо ли говорить, что создание такой внешности требовало многих часов терпеливой работы и превращало будуар дамы в подобие театральной гримерной. В спектакле участвовали «ведущие актеры», «статисты» и «хор» (парикмахеры и служанки) и, наконец, зрители в качестве специально приглашенных гостей.
Завершал туалет последний штрих — духи. В те времена их называли бальзамами. Особое психологическое действие бальзамов, в составе которых обязательно присутствовали эфирные масла, мускус, амбра, вытяжки различных цветочных ароматов, было хорошо известно их потребительницам. Они и применялись именно затем, чтобы вызывать у окружающих эйфорические ощущения.
Из французкого языка название «бальзам» пришло в украинский и русский. Дословно оно означает «средство для ароматизации воздуха путем дымления». Позже появилось слово «парфюмерия», в основе которого латинский корень «фумус» — «курение», «воспарение». Ведь первыми духами были благовония. Некогда египтяне и ассирийцы, бросая душистые вещества в костер, придавали этому действию некий «космикометафизический» смысл, а индийцы — значение религиозного обряда.
Духи, румяна, тушь, помада… Номинальный их перечень и сегодня остается неизменным. Меняется только мода. Следуя ей и используя заветы древних, женщины вот уже множество веков постигают секреты красоты.
Автор: С. Сикорская.