История шахматных фигур. Часть третья.
Западная Европа получила шахматы от арабов. Это могло произойти самыми различными путями — через Испанию, где, начиная с седьмого века, обосновались арабы-мавры, или через Италию, у которой все время были контакты с арабами. Теоретически нельзя исключить и путь через Византию, хотя подтверждения этому нет. Наконец, есть еще одна возможность. Начиная с IX века, средиземноморское побережье стали тревожить викинги. И может быть, именно они, заимствовав игру у арабов, распространили ее по побережью Европы, занесли на берега Альбиона и к себе на родину, в Скандинавию.
Примерно к концу IX века относится обнаруженное недавно археологами погребенье викинга на острове де Груа у южного побережье Бретани (Франция). В могильном кургане вместе с оружием и другими вещами найдены и шахматы.
Так или иначе, уже в X веке шахматы стали известны в Европе, но в отличие от Арабского Востока они «пошли поверху» стали распространяться главным, образом среди благородного сословия — дворянства, знати. Как писал один автор того времени, настоящий рыцарь был обязан уметь ездить на лошади, стрелять из лука, плавать, бороться, сочинять стихи, охотиться и играть в шахматы.
Для конкретно мыслящих европейцев арабские абстрактные фигуры были непонятны. И уже на первых порах они старались снабдить их какими-нибудь оживляющими деталями. Очень характерна фигура коня скандинавского происхождения относящаяся к IX—X векам, которая была найдена при раскопках в начале прошлого века в Вогезах (Франция).
Она традиционной арабской формы, но безымянный автор решил «оживить» фигуру и прорезал рот и глаза. В этом направлении и пошло изменение внешнего облика фигур — в традиционную абстрактную форму стало вноситься новое, изобразительное содержание. Арабские имена фигур были непонятны в Европе, не имели конкретного смыслового значения и легко забывались.
Рельеф на фигурах иногда начинает приобретать свое собственное, никак не связанное с шахматами содержание. Особенно поражает этим хранящаяся в Лувре фигура руха, которую ученые относят примерно к тому же времени.
Руха нетрудно узнать по форме. Но взгляните только на рельеф, которым фигура украшена. С одной стороны — два сражающихся рыцаря на конях, с копьями наперевес. Здесь как будто бы отражено, что шахматы — военная игра. Но переверните фигуру, и на другой стороне вы обнаружите сцену из библейской легенды. Художник изобразил грехопадение человека, которое привело к изгнанию его из рая во всех самых мельчайших деталях — в центре дерево познании, вокруг которого обвился змей-искуситель. Из его открытой пасти Ева взяла запретный плод и протянула его Адаму. Тот уже открыл рот, чтобы его надкусить. А на боковых гранях — Адам и Ева после изгнания из рая. Адам вскапывает землю, а Ева сидит за прялкой. Все это выполнено с большим мастерством, но никакого отношения не имеет к шахматам. Невозможно понять, что хотел выразить автор этой композиции. Разве только он использовал свободное пространство на поверхности фигуры для своего благочестивого замысла. Ведь в те времена церковь иногда пыталась запрещать шахматы, приравнивая их к азартным играм.
Итак, в средневековой Европе фигуры все больше и больше снова стали обретать изобразительный характер. Правда, некоторое время они держались в старых традиционных формах, но это препятствие не было ничем подкреплено и легко устранялось. Рельеф начинал превращаться в скульптуру, старая форма мешала художнику, сковывала его возможности, и в конце концов она отпала.
В 1831 году на одном из Гебридских островов море размыло старинное кладбище, находившееся на берегу. В открывшемся подземном хранилище были обнаружены 78 старинных шахматных фигур из четырех комплектов. Находка оказалась уникальной. Ученые определили, что фигуры эти скандинавского происхождения и датируются примерно XII веком. Выполнены они из моржовой кости.
Здесь абстрактными остались только пешки. Все остальные фигуры имеют совершенно определенное и вполне реалистическое содержание. Все ясно и конкретно. Уже по одному грозному виду фигур можно сказать, что это — военная игра: король с мечом в руках, рыцари вооружены до зубов.
Кстати, эти фигуры демонстрируют те изменения, которые произошли с арабским шатранджем. Визирь заменен вторым по значению лицом средневекового государства — королевой. Слона тоже нет. Его заменил епископ. Как это произошло, объяснить нелегко. Может быть, сыграло роль то, что два конуса, в которые превратились бивни, слегка напоминали епископскую митру. Участие епископа — духовного лица — в битвах скандинавам казалось естественным. Известно, что в сражениях между норманнами и англосаксами в XI веке принимало участие и духовенство. Любопытно, что и в современных английских шахматах слона называют bishop, что значит епископ. Впрочем, слон превратился в епископа не всюду. Во Франции, например, он стал шутом, вероятно, из-за созвучия — «фил» и «фу», а в Германии превратился в laufer’a — бегуна, скорохода.
А что произошло с рухом? Его тоже нет. Места на флангах в этих шахматах заняли пешие рыцари, которые, горя жаждой борьбы, зубами прикусили щиты. Эта очень живописная деталь отражает тот факт, что в бою на фланги норманны обычно ставили самых опытных, самых храбрых воинов. Не лишено интереса и то, что по-исландски герой, бравый солдат называется Нгокг, что звучит почти, как рух. Может быть, созвучием и объясняется эта перемена.
Маленькая скульптура начинает быстро развиваться, обзаводиться массой подробностей, характеризующих положение каждой фигуры на социальной лестнице. Вокруг короля появляется свита, рыцарей окружают лучники. И теперь шахматные фигуры становятся крайне похожи на первоначальные индийские. И здесь мы сталкиваемся с тем, что фигуры передают феодальный характер государства.
В поздний период средневековья шахматы в Европе стали исключительно популярны. Уже в середине ХІІІ века они проложили путь в монастыри. В шахматы играли купцы и бюргеры. Появилась нужда в более дешевых типах фигур. И вот наряду с по-прежнему популярными изобразительными фигурами, за которыми преимущественно проводило досуг дворянство, появляются и проходят новый путь развития абстрактные фигуры. Главное в них — удобство и легкость в изготовлении. Отсюда простая симметричная форма. Их иногда называют условными или стандартными. Может быть, такие фигуры и возникли непосредственно на базе абстрактных арабских форм.
Этот стандартный тип фигур оказался настолько удобным, что к пятнадцатому веку стал преобладающим. Здесь немалую роль сыграло и то, что такими фигурами было значительно удобнее играть, они не отвлекали, не утомляли внимания своими деталями. Как известно, в конце XV века произошла реформа шахмат. Игра стала более агрессивной, более динамичной.
В XVI веке в западноевропейских шахматах произошло последнее важное изменение. По краям доски вместо старого руха, вместо разных местных фигур, не получивших признания, появились две башни — две туры, они же ладьи.
Итак, внешний вид наших современных шахматных фигур определился почти пятьсот лет назад. Это, конечно, не значит, что они не претерпели дальнейших изменений. Пять столетий — немалый срок, и за эти годы было создано много красивых и интересных комплектов шахмат как изобразительных, так и условных. Маленькая шахматная скульптура подвергалась тем же влияниям, прошла те же периоды развития, что и скульптура вообще. Но это уже тема другой статьи.
Автор: Ю. Авербах.