История русской азбуки
Когда мы ходили в школу и учились грамоте, нам и в голову не приходило спросить, откуда взялись буквы, кто их изобрел? А если бы мы и задали такой вопрос, на него нелегко было бы ответить. Тот алфавит, которым мы пользуемся в настоящее время, существует с небольшими изменениями 305 лет. По приказу Петра I им был заменен в 1708 году церковный шрифт — кириллица, то есть азбука, составленная по образцу греческого алфавита. Свое название эта азбука получила в честь славянского просветителя IX века Константина Философа, в монашестве Кирилла.
Кириллицей печатались все славянские книги, начиная с XVI века. До изобретения печатного станка книги переписывались от руки той же кириллицей. Древнейшей находкой кириллических букв признают глиняный сосуд с надписью X века, обнаруженный археологом Д. А. Авдусиным в могильнике близ Смоленска. Наряду с кириллицей в X веке существовала и другая система славянских букв — глаголица. Одни ученые считали более древней азбукой кириллицу, другие — глаголицу.
Образец кирилловского письма из Остромирова Евангелия 1057 года.
Когда появилась глаголица, точно не установлено. Рукописи, написанные этим почерком, относятся к X— XI и более поздним векам. Вообще древних глаголических списков найдено очень мало. В южных районах много книг сгорело в XIII столетии — во время монголо-татарского нашествия. А в зарубежных землях католические монахи истребляли все, что было написано по-славянски. Папа Урбан VIII поощрял такое уничтожение, и еще в начале XVIII века один из иезуитов — Каньяш — похвалился тем, что он сжег 60 тысяч славянских книг.
Образец глаголицы из так называемых Киевских листов (X век).
Однако многие факты доказывают давность глаголицы. Например, конструкция ее букв очень проста, многие знаки похожи друг на друга и легко допускают переход одного в другой: «иже» есть перевернутое «слово», «веди» — обращенное «добро», а «люди» — «добро». «Иже», «слово», «веди», «добро», «люди», — названия славянских букв. В Болгарии близ Софии обнаружен палимпсест (от греческих слов «палин» — опять и «псао» — скоблить; палимпсест — пергамент, с которого соскоблено раньше написанное, чтобы сделать его снова пригодным для письма), на котором поверх стертых глаголических слов написаны кирилловские. До сих пор не найдено ни одного глаголического памятника, списанного с кирилловской рукописи, обратные же примеры имеются.
Английский ученый Тэйлор предполагал, что глаголица произошла из греческой скорописи. Однако славянские ученые давно сомневались в правильности такого предположения. Исследование же дошедших до нас памятников позволяет опровергнуть мнение Тэйлора. Среди предметов, найденных археологами в Крыму и относящихся ко II—IV векам н. э. — ко времени крымских скифов, встречаются каменные плиты, кровельные черепицы, металлические изделия и глиняные сосуды с отдельными надписями, монограммами и буквами, чрезвычайно похожими на глаголические. Близки к ним по своему начертанию и загадочные, то есть непрочитанные, надписи на камне в пещерах Северного Причерноморья, на могильных памятниках, изваяниях, оружии, в каменной кладке жилых домов и укрепленных стен.
Тут на рисунке дано сравнение «загадочных» знаков Причерноморья с буквами глаголицы. Названия букв — аз, буки, веди, глаголь и т. д. — были одинаковыми и в глаголице, и в кириллице (из названий двух первых славянских букв — аз и буки — возникло слово «азбука», подобно тому, как из названий двух первых греческих букв — альфа и вита или бета — возникло слово «алфавит»).
Как видим, буквы глаголицы очень похожи на причерноморские знаки. Эти знаки на восемьсот – тысячу лет старше греческой скорописи VIII— IX веков нашей эры, с которой сравнивал глаголицу Тэйлор. Тем самым уничтожается всякая целесообразность сравнений английского ученого. К тому же и сами его сравнения были крайне неубедительны — они показывали скорее различие, чем сходство, между буквами глаголицы и греческой скорописи.
В причерноморских знаках можно с трудом отыскать два-три начертания, тождественные будущим кириллическим буквам, а глаголические варианты почти все, до самых редких включительно, встречаются в изобилии. Это со всей очевидностью говорит о значительно большей древности глаголицы по сравнению с кириллицей. Делается ясным и дальнейший путь распространения глаголицы: не из Балканских стран на Восток, как думали до сих пор, а с Востока на Запад и на Юг вплоть до Далмации.
Очень важные материалы дали раскопки на территории правобережной Украины. Еще в конце каменного века, почти 5000 лет тому назад, в Приднепровье жили люди. Под слоем более поздних отложений археологи нашли в древних землянках мотыги, топорики, ножи, серпы из кремня, кости и рога, обломки сосудов. Большое количество находок оказалось в окрестностях местечка Триполья, почему вся вновь открытая культура и получила название Трипольской.
Из трипольских находок для нас особенно интересны сосуды с надписями. Сосуды эти расписаны по оранжевому фону черными или коричневыми разводами. Между узорами росписи оставлены небольшие поля с загадочными знаками.
Сосуд и Триполья.
Поражает сходство этих знаков с изделиями и знаками сначала скифской, а затем славянской культур. Это позволяет проследить, пока еще, конечно, предположительно, как развивались некоторые знаки с древнейших времен, пока не превратились в буквы глаголицы.
На картинке изображен такой предполагаемый процесс развития глаголической буквы «буки», начиная от трипольского знака. Определить точно время перехода одного знака в другой и, наконец, появления глаголической буквы очень трудно, так как последняя, вероятно, существовала параллельно с некоторыми знаками в течение столетий, и, должно быть, они имели разные значения. Во всяком случае, переход знаков в буквы произошел, по-видимому, раньше V века н. э. Не следует удивляться, что буква «буки» несколько отличается от нее же на одном из прошлых рисунков. Каждая буква древних азбук, в особенности глаголицы, имела по нескольку вариантов. С одной стороны это осложняет работу исследователя, с другой — сравнение ранних и более поздних форм какой-либо буквы нередко облегчает поиски ее прообраза среди таинственных знаков далекого прошлого.
Трипольские сосуды с загадочными знаками были найдены на правом берегу Днепра между Киевом и Росью. А река Рось (приток Днепра с правой стороны) и впадающая в нее Россава как раз обильно усеяны славянскими городищами — остатками древних укрепленных поселений. В одной Киевщине их более четырехсот. Таким образом, на тех же самых местах, где были разбросаны поселения Трипольской культуры, в VIII— IX веках н. э. жила часть восточных славян — поляне. При впадении Роси в Днепр стоял, как указывает летопись, город Родня.
Историки полагают, что название «Русь» есть древнее прозвище Киевской земли. Например, Б. А. Рыбаков считает, что «Повесть временных лет», то есть первая из дошедших до нас киевских летописей, дает право объединять Киев, Чернигов и Переяславль в одно целое — Русь, заменившее собой название «поляне». Не менее знаменательны наблюдения академика Н. М. Никольского. Он обнаружил, что в Реймском Евангелии XIV века «русским» письмом названа именно та часть книги, которая написана глаголицей. В некоторых приписках к так называемому «Панножскому житию», то есть к биографии славянского «первоучителя» Константина Философа (Кирилла), грамота называется не «словенской» (как в летописи), а «русской».
Во всех 23 сохранившихся списках этого «Жития», как русских, так и южнославянских, имеется подробный рассказ о находке Кириллом в Корсуне (так некогда называли Херсонес Таврический, развалины которого доныне существуют вблизи Севастополя) Евангелия и Псалтыри на русском языке. А ведь он побывал там в IX веке!
В одном из апокрифов, то есть древних легендарных сказаний, не принятых в число канонических религиозных книг, рассказывается о хождении апостола Андрея в Корсунь, где будто бы он учредил школу, в которой учились по книгам, писанным андреевским алфавитом. Этот миф, несомненно, является одной из попыток объяснить происхождение глаголических букв, древность которых даже в дни создания апокрифа была очевидна. Основываясь на этой и других легендах, археологам следовало бы искать наибольшее количество древнеславянских знаков в Херсонесе (Корсуни), где действительно задолго до IX века проживало немало наших предков — восточных славян. Однако до недавнего времени таких данных не было.
Но вот в 1952 году была напечатана работа ученого А. Л. Якобсона, в которой описан и систематизирован богатый материал раскопок, проведенных за последнее время в Херсонесе. Для нас интересны найденные там ремесленные метки на кровельной черепице с V по XIV век.
В книге дано около 600 образцов меток из Херсонеса и близких к нему мест. Среди этих меток, кроме греческих букв и рисунков, мы находим около 250 глаголических букв. Тут древние легенды как будто получают подтверждение. Но этого мало. Многие метки на черепице из Херсонеса похожи, с одной стороны, на более древние знаки, близкие к трипольским, с другой — на более поздние знаки, клейма, метки, форма которых в дальнейшем также вошла в состав начертаний славянских букв. Все перечисленные данные говорят о древнейших истоках глаголицы и об ее связях с трипольской и близкими ей культурами.
В текстах древних церковных служб Кириллу и его брату Мефодию, как и в «Начальной летописи», нет и намека на изобретение ими славянской азбуки. Один из «первоучителей» (Мефодий) назван «святым буквам обратником». Этим термином, надо полагать, подчеркивалось значение перевода греческих книг на славянский язык и обращение греческого алфавита в славянский, то есть «сложение» кириллицы. В других письменных и устных источниках говорится, что «Философ» (то есть Кирилл) не изобрел азбуку, как принято неправильно понимать, а «сложил» или «устроил» ее, иначе говоря, привел в систему славянский алфавит. Таким образом, можно полагать, что реформа Кирилла заключалась в приближении славянских знаков к греческим буквам, за исключением тех, которые выражали чисто славянские звуки: ж, з, ч, ц, ш, щ и др.
Автор: Н. Константинов.