История газеты
Вы заплатили монетку — и теперь полновластный хозяин, в соответствии с украинской загадкой, поля белого, маком засеянного. Вот и собирайте на здоровье урожай информации, то бишь читайте газету. И ворох новостей этих, как и четыреста лет назад, достался вам всего лишь за газету, мелкую венецианскую монету, пять седьмых байокко. На «решке» монетки — правосудие со шпагою и весами. «Орел» серебряного гроша украшен читающим львом.
Тех, кто писал и распространял рукописные листки новостей, в Венеции называли менанти, что дословно истолковывается как «подрывающие авторитет». Называли этих лиц также и газеттанти, а их продукцию — газеттами. Однако, к слову, название газеты может происходить и от латинского «газа» — собирать сплетни и новости. Кроме того, шкатулка для драгоценностей звалась «газетум». Иногда протягивают нить связи и к названию крикливой птицы сороки и к древнееврейскому слову «изгард».
Европейские журналисты считают своим предтечей героя марафонского бега — гонца, сообщившего Афинам о победе над персами. А их японские коллеги первым репортером называют императорского вице-советника XI века Минамотоно-Тикакуни. Вице-советник приглашал к себе на обед путешественников, сановников, хороших рассказчиков, тайно записывал их сообщения, а впоследствии опубликовал эту своеобразную хронику.
Первая в мире печатная (с гравюры на дереве) газета вышла в Китае в VIII веке нашей эры. Называлась она «Ди чао» и содержала копии правительственных декретов, постановлений, докладные записки провинциальных властей, фамилии чиновников, поставляющих информацию, придворную хронику и тому подобное. Газета представляла собой сшитые бумажной тесьмой 10—12 коричневых листков. С 713 года вплоть до начала XIX века «Ди чао» было единственным в Китае периодическим изданием.
Зачатками современных газет можно считать римские «акта сенатус» и «акта диурна». Это были покрытые гипсом деревянные доски с надписями черной краской, уведомляющими население о городских событиях и работе сената. Их вывешивали в наиболее людных местах. Ежедневное обнародование политических и общественных событий ведется у нас с легкой руки Юлия Цезаря.
Но подобные сообщения были в основном официально сухими и вовсе не претендовали на ту обстоятельность, за которую так ратовал римский оратор Квинтиллиан, выдвигая семь обязательных условий для полноты суждения: кто, что сделал, где, как, когда, для чего, каким способом.
По сути дела римские «акта диурна» и «акта сенатус» своим содержанием мало чем отличались не только от рукописных листков и «реляций», бытовавших в средневековой Европе, но даже и от первых печатных газет.
Еженедельный лейпцигский листок «Поступившие газеты», появление которого относят к 1590 году, бельгийский «Ньюве тийдинген», возникший в 1605 году, издаваемые в Германии 1609 года «Авизо» и «Редяцион» вместе с французской «Ла газетт» (1631 год) — все они слепой версткой и форматом были похожи на книги, отличаясь от последних разве что большим количеством печатных ошибок, меньшим техническим совершенством, ну, и худшим качеством бумаги. А материал, без малейшего намека на хронологическое, тематическое, географическое или иное распределение, представлял собой сплошной винегрет, подсоленный, однако, редакционными примечаниями, например, такого содержания: «Все сведения напечатаны в том виде, в каком и доставлены». Это сообщение издателей страсбургской газеты следовало после заголовка, вполне отвечающего общей литературной неудобоваримости газеты: «Сведения о всех выдающихся и достойных внимания событиях, которые произошли в Верхней и Нижней Германии, Франции, Италии, Шотландии, Англии, Испании, Венгрии, Польше, Валахии, Молдавии и Турции в нынешнем 1609 году».
Такими были газеты в прошлом.
Автор: Г. Сележинский.