От чего умер Моцарт. Окончание.
Он скончался около часа ночи. Это было 5 декабря 1791 года.
…Шестого декабря тело усопшего положили в плохонький гроб, наскоро сколоченный из некрашеных сосновых досок, и отвезли к собору святого Стефана, где состоялось короткое отпевание. Погода была плохая. Шел дождь пополам со снегом. По мере приближения к кладбищу погода становилась все хуже… Когда погребальные дроги приблизились к кладбищу, у гроба, кроме носильщиков, оставался лишь Сальери, который дошел до ворот и долго смотрел вслед гробу.
Отдельной могилы для Моцарта не приготовили… Тело Моцарта опустили в общую яму с бездомными бродягами и преступниками. Никто не присутствовал при этом…
Вышеизложенное — цитаты из книжки о Моцарте, выпущенной в 1967 году в Москве массовым тиражом музыкальным издательством. Впрочем, и во многих других биографиях Моцарта можно прочесть то же самое. Рассказ о скорбных проводах гениального композитора кажется фантастической сказкой. Многое в этом рассказе — вымысел.
Жуткая непогода — чистейшая выдумка. Она всплыла в анонимных мемуарах, напечатанных в венской газете «Моргенпост» («Утренняя почта») к 100-летию со дня рождения композитора, и с тех пор повторялась сто лет. По официальным метеорологическим данным, шестого декабря 1791 года в Вене стояла мягкая, спокойная и довольно теплая для зимы погода.
То, что Моцарт был похоронен вместе с ворами и преступниками,— также выдумка. Имена соседей Моцарта по городскому кварталу, погребенных с ним в общей могиле (но не в яме), известны по кладбищенским книгам — нет среди перечисленных там ни бездомных бродяг, ни преступников, ни (по еще одной версии) самоубийц. Из беллетристики, а не из истории заимствован анекдот об Антонио Сальери якобы долго смотревшем вслед удалявшемуся гробу. (Кто поведал об этом, если итальянский маэстро остался один?)
Стоял ли кто-нибудь у могилы Вольфганга Амадея Моцарта в ту печальную минуту, когда его тело предавалось земле? Первые биографы не называют ни одного имени. Вдова Моцарта в своих объяснениях по поводу потерянной могилы мужа никого не упомянула в этой связи. Ничего не сказала по этому поводу и ее сестра, оставившая подробные воспоминания о последних днях жизни Вольфганга. Значит, это правда, что никто из родных и знакомых не бросил мертвому художнику в могилу горсть земли. По-видимому, правда.
Вот историческая справка, приводимая в книге К. Бера: «Еще не были забыты времена чумы, еще свирепствовали такие эпидемии, как оспа, которые ежегодно брали высокую дань, не щадя и царский дом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что лейб-медик Марии-Терезии… издал предписание, регламентирующее до мельчайших подробностей санитарно-полицейские правила, касающиеся смерти и погребения. При царствовании Иосифа II (1781 год) последовала дальнейшая строгая разработка этих требований». Все старые кладбища в австрийских городах были закрыты. Вместо них возникли новые, в местах, достаточно отдаленных от поселений. Так в 1787 году на значительном расстоянии от столицы было учреждено кладбище св. Марка — там и похоронен Моцарт.
Декретами Леопольда II от 17 июля и 28 октября 1790 года устанавливалось, что погребальные колесницы должны отправляться на кладбище не ранее 9 часов вечера летом и не ранее 6 часов вечера зимой. Эти постановления показывают, что в те годы в Вене не бывало никаких похоронных процессий. «Все позднейшие высказывания, будто процессия, сопровождавшая тело Моцарта, по каким-то причинам развеялась у Штубенторе,— легенда. После завершающего весь церковный обряд отпевания расставание между живущими и мертвым было окончательным. Само погребение брало на себя государство, и всякая публичность исключалась».
Друзья и близкие простились с Моцартом 6 декабря после панихиды. И, очевидно, только 7 декабря без свидетелей его похоронили. Весь распорядок похорон того времени делал практически невозможным следование процессии из церкви на кладбище. Публике, собравшейся утром или днем, пришлось бы слишком долго ждать выноса тела из церкви. Вынос не мог произойти раньше наступления темноты.
Санитарно-полицейские правила того времени предписывали: «Ни один мертвый человек не может быть захоронен до истечения дважды 24 часов…»
Этот срок истек в час ночи 7 декабря. Лишь с наступлением утренней зари гроб Моцарта вместе с другими дожидавшимися захоронения гробами был, вероятно, опущен в общую могилу. Погребение в общих могилах в ту пору не было чем-то исключительным. Напротив, как раз индивидуальные могилы представляли собой исключение. Этот порядок, декретированный Иосифом II, сохранялся при Леопольде II и еще при его преемнике Франце II. По декрету 1807 года отдельные могилы разрешались «лишь в совершенно особых случаях для лиц высших рангов и заслуг».
Захоронение Моцарта в общей могиле представляется фактом вопиющим не потому, что оно было необычным, а как раз наоборот, потому, что оно было слишком обычным. Кайзеровской Вене заслуги величайшего сына Австрии казались «недостаточно» значительными, чтобы позаботиться о торжественных проводах и о выделении участка в каких-нибудь три аршина. Точное местонахождение останков гения осталось неизвестным. Нельзя не согласиться с латышской поэтессой Мирдзой Кемпе: Могилы Моцарта не знают люди. Пока земля жива, живым он будет!
Автор: Б. Штейнпресс.