Боян бо вещий

Боян

В «Слове о полку Игореве» всего 2 075 слов и, наверно, столько же загадок о которых написаны сотни исследований но которые, тем не менее, продолжают волновать умы. Загадка N1 – кто же все-таки гениальный автор «Слова»? Установить имя этого человека пытаются уже 170 лет. Было высказано немало остроумных предположений, но ни одно из них нельзя считать достаточно обоснованным. Автор пожелал остаться неизвестным. Но, не назвав себя, он несколько раз назвал имя другого великого певца — Бонна. Попыткам историков и литературоведов разгадать личность этого самого древнего из известных русских поэтов и посвящена эта статья.

«Мы не знаем, когда жил Боян и что было содержанием его сладких гимнов», — так считал Карамзин. Но это мнение не совсем правильно. Ведь в «Слове» названо несколько князей, которым пел песнь вещий Боян, в частности «старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю перед полками касожскими, красному Роману Святославичу…» Даты жизни этих князей, равно как и дата неприятности, случившейся со злополучным Редедей, нам известны. Есть в «Слове» и другие указания, так что время, когда жил Боян, установить можно — это вторая половина XI века и, может быть, самое начало XII. то есть примерно за сто лет до автора «Слова».

Сложнее обстоит дело с «содержанием его сладких гимнов». Не всегда можно четко отделить строки, заимствованные у Бояна, от собственных мыслей автора «Слова». Но кое-что все же удается выяснить. А это дает повод для новых раздумий.

В псковском «Апостоле», книге 1307 года, есть цитата из «Слова», но не совсем точная. В «Слове» эта фраза вложена в уста Бояну. Академик М. И. Тихомиров сделал предположение: а может быть, тот, кто поместил в начале XIV века эти строки к «Апостолу», списывал не со «Слова», а с поэмы Бояна, тогда еще существовавшей? «Апостол» был из Пскова… Значит… Ничего не значит! Гипотезы, только гипотезы…

Падает подозрение на одну незаурядную личность, о которой упоминается в древнерусской летописи. Это некто Ян Выщатич, знаменитый воин и рассказчик. Удалось установить его отца и деда (которым, кстати сказать, был новгородский посадник Остромир — помните «Остромирово Евангелие», древнейшую из русских книг). В роду Яна Выщатича был и богатырь Добрыня Никитич. Значит, Ян — потомок одного из древнейших и знатнейших дружинных родов. В таких родах особенно бережно хранят и передают из поколения в поколение семейные предания. Именно от Яна попали в летопись многие подробности дружинных походов и сражений второй половины XI века.

Но именно об этих же походах упоминается в песнях Бояна, переданных автором «Слова». Еще в 1842 году историк А. Ф. Вельтман выдвинул гипотезу, которую в наше время поддержал и разработал профессор Л. В. Черелнин: Боян и Ян Выщатич — это одно и то же лицо. Переписчик «Слова» мог ошибиться и соединить в одно слово два: «бо» (ибо) и «Ян». Ведь в старину писали, не разделяя слов в строке. Но и это только гипотеза. Есть немало «за», но столько же и «против».

Известный собиратель русского фольклора А. Н. Афанасьев полагал, что Боян — это вообще вымышленная фігура. Словом, есть немало мнений, но удастся ли когда-нибудь установить истину? Конечно, наивно надеяться на то, что будет обнаружен второй список поэмы. Но все же хочется быть оптимистом.