Находка на дне моря
Случилось это в 1900 году. Искатели губок однажды в шторм были вынуждены стать на якорь у маленького греческого островка Антикитира. Когда погода наладилась, они продолжили свою обычную работу. Повезло ли им тогда с губками, неизвестно, известно только, что для истории этот шторм сыграл огромную роль. Около острова на глубине около 60 метров искатели губок вдруг обнаружили остатки какого-то древнего судна и в нем несколько превосходно сохранившихся изящных бронзовых и мраморных статуй.
Уже сами по себе эти находки были сенсацией и, естественно вызвали большой интерес ученых. Однако от дальнейших поисков все же пришлось отказаться: водолазное оборудование того времени было слишком несовершенным.
Рассматривая как-то находки, обнаруженные у Антикитиры, сотрудник Национального музея Греции археолог Валериос Стаис заметил, что на нескольких кусках бронзы, которые считались остатками статуй, видны фрагменты какого-то механизма. Весьма заинтересовавшись обнаруженным, Стаис начал тщательное обследование. Что это за механизм, установить было очень трудно, поскольку он был покрыт довольно толстым слоем отложений, скрывавшим многие детали. Очистка же требовала величайшей осторожности.
И вот постепенно перед ученым стал «проявляться» необычный механизм. Внимание Стаиса привлекла проржавевшая пластина. На ней оказались какие-то надписи. Это уже облегчало работу. Велики же были удивление и радость Стаиса, когда по форме букв он установил, что находка относится к первому веку до нашей эры. Механизм, созданный в первом веке до нашей эры! Это казалось невозможным. Каково же его назначение?
Первым и естественным предположением было, что это навигационный прибор. Другие археологи думали, что это миниатюрный планетарий типа тех, которые, как заявляют некоторые историки, изготовлял Архимед. Однако утверждать что-либо с полной уверенностью можно было, лишь имея достаточно фактов.
Так начался долгий и сложный процесс изучения механизма и определения его назначения. Постепенно открывались все новые и новые детали. Но лишь пятьдесят лет спустя американский ученый Дерек де Солла Прайс смог реконструировать общий вид прибора, (правда, не полностью, так как очистка все еще не доведена до конца) и окончательно дешифрировал видимые надписи.
Это небольшой ящик с тремя дисками и очень сложным механизмом, который состоял минимум из двадцати зубчатых колес. Один диск расположен впереди, а два — сзади. Фрагменты этих дисков не удалось полностью очистить, они скрывают еще многие детали. Однако передний диск уже достаточно чист для того, чтобы сказать, каково его назначение. У него две шкалы. Одна из них неподвижна и несет на себе название знаков зодиака. Другая представляет собой вращающееся кольцо, на котором написаны месяцы года. Обе шкалы разбиты на градусы.
Передний диск, по всей вероятности, показывал годичное движение Солнца среди созвездий, а также восходы и заходы ярких звезд и созвездий. Задние диски более сложны по устройству, и надписи на них малоразборчивы. Нижний диск имеет три вращающихся кольца, верхний — четыре. По надписям нижнего диска можно заключить, что он показывал время восхода и захода Луны. Верхний диск содержит информацию о восходах и заходах, стоянии и попятном движении планет Солнечной системы, известных в то время грекам, — Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна.
Исходя из положения этого кольца, определили, что инструмент был изготовлен примерно в 82 году до нашей эры, а пользовались им около двух лет. На корабль прибор попал, по-видимому, в течение последующих тридцати лет. Крушение произошло, как считают, в 65 году до нашей эры — здесь допускается ошибка в ±15 лет.
Итак, очень похоже, что антикитирский прибор — это астрономические часы без регулятора хода, то есть своеобразное арифметическое вычислительное устройство, соответствующее геометрическим моделям Солнечной системы, которые были известны Платону и Архимеду. К сожалению, неясно, заводился ли прибор от руки или автоматически. Возможно, его приводили в движение водяные часы — клепсидры, широко применявшиеся в Греции еще задолго до создания этого прибора, или какое-нибудь другое устройство. Несомненно одно: прибор очень напоминает большие астрономические кафедральные часы, которые строили в Европе в эпоху Ренессанса.
Ничего подобного не дошло до нас с древних времен. Ни в научных текстах, ни в литературных произведениях нет и намека на то, что в Древней Греции существовал аналогичный прибор. Как раз наоборот: из того, что известно о науке и технике этой страны, должно было бы сделать вывод о том, что такой прибор в то время вообще не мог существовать.
Многие древнегреческие приборы, известные нам по описаниям, сделаны с большой изобретательностью, но, как правило, их механическая часть выглядит относительно примитивно. Зубчатая передача была известна древним грекам, но использовали они ее лишь в сравнительно простых механизмах, например, в водяных мельницах. Даже наиболее сложные механические устройства, описанные Героном и Витрувием, оснащены лишь несложными зубчатыми передачами. К таким устройствам относится, например, таксиметр, который греки использовали для измерения расстояния, пройденного колесными экипажами.
Поэтому не удивительно, что антикитирекий прибор некоторые ученые склонны были считать вполне современным механизмом — настолько сложен и совершенен прибор, созданный двадцать два века тому назад и пролежавший почти столько же на дне моря!
Автор: К. Массаев.