Несравненный Фатехпур-Сикри
Турист, решивший посетить Фатехпур-Сикри, бывшую столицу могольского императора Акбара, непременно испытает восхищение. Ведь архитектурный ансамбль из красного песчаника, который высился на гребне холма и некогда смотрелся в прозрачное озеро, являет собой бесспорное свидетельство величия и тонкого вкуса. Но признать лишь архитектурные достоинства — значит не оценить в полной мере всего, что стоит за этим названием — Фатехпур-Сикри, ибо не только в камне увековечил Акбар город (или по крайней мере сохранившуюся его часть), который был столицей его государства с 1571 по 1585 год. Его слава увековечена в исторических хрониках и многочисленных книгах, написанных в разные времена и по разным поводам. Именно они, взятые вместе, и могут одеть в живую плоть омертвевший костяк некогда великого города. Именно они позволяют понять его место и роль в истории той поры.
Ходишь по этим изящным и воздушным дворцам, и голова идет кругом. Мысленно все время пытаешься населить людьми и одеть в средневековое убранство Диван-и-Кхас, дворец Джодх Бай или Панч-Махал, и воображение летит вперед рассказов и объяснений, которыми потчует гид или какой-нибудь знаток.
И в конце долгой, утомительной и в то же время восхитительной прогулки по XVI веку, устав от жары и назойливых торговцев сувенирами и безделушками, вдруг понимаешь, как много вопросов осталось без ответа. Как строили город? Сколько денег на это затратили? Где жили строители? Как им платили за труд? Работали ли на строительстве женщины? В каких домах жили те, кто строил город? Сколько людей его населяло? Чем торговали в лавках? Где они располагались? Какие цены были тогда? Были ли в ходу деньги? Как вообще жили люди? Как жил придворный, его жена или раб его?
Выстраивается бесконечная вереница «почему», «где» и «как», и невозможно найти на них «вещественный» ответ, сколько ни блуждай по уцелевшим постройкам, что были некогда дворцом Акбара. Да и построек этих сохранилось не так уж много.
Этот город упоминается практически во всех современных ему персидских исторических текстах (среди них заслуживают наибольшего внимания «Акбар-намэ» Абула Фазла, «Тарихк-и- Акбари» Мухаммеда Арифа Кандахари, «Мутакхаб-ат-Таварикх» Абдаль-Кадира Бадауни), а также в записках путешественников, побывавших в Индии тогда или немного позднее. К ним относятся воспоминания отца Монсаррата, иезуита, посетившего Фатехпур-Сикри в 1580 году, английского купца Ральфа Фитча, который прибыл сюда в 1584 году, а также Уильяма Финча, побывавшего в Агре в 1610 году и описавшего Фатехпур-Сикри.
Еще одним важным историческим источником являются картины. Несмотря на ограниченные возможности плоскостного изображения, они живее, чем другие средства выражения, передают впечатление наблюдателя, решившего изобразить строительство города или торжественное прибытие царской свиты. Миниатюры помогли определить, для чего предназначались и как были убраны некоторые покои дворца, а также представить уровень технологии, особенно в строительных работах. На основе сведений, полученных именно из живописи, было написано немало книг о Фатехпур-Сикри. Недавно к этой разнообразной коллекции сочинений прибавился сборник статей о городе, выпущенный издательством «Марг». В нем исследуется широкий и разносторонний спектр проблем: экономические и социальные условия, в которых закладывался и рос город, его значение как центра искусства и науки, архитектурная ценность и другие.
Эта книга, иллюстрированная прекрасными фотографиями и снабженная планами города, может стать полезным источником наиболее важной информации для тех, кто решит приехать в Фатехпур-Сикри.
По мнению многих современных писателей и исследователей, Фатехпур-Сикри стал вершиной религиозных и философских достижений императора Акбара. Об этом можно спорить, но большинство сходится в том, что город явился символом величия империи, а также и самого императора в пору его восхождения на вершину славы. К 1570 году Акбар расправился со всеми внутренними врагами и мятежниками и в 1572 году захватил Гуджарат. (В память об этой победе он решил назвать основанный им новый город Фатхбадом, позднее переименовав его в Фатехпур — «город победы», и воздвигнуть величественные ворота «Буланд-Дарваза».) Это свидетельствовало о расцвете экономической и политической мощи государства.
Преклонение перед шейхом Салимом ад-дин Чишти, аскетом, построившим в 1563—1564 годах на вершине холма Сикри храм и приют для странников, побудило Акбара начать на этом же месте строительство своей новой столицы. Когда в 1568 году Акбар посетил престарелого шейха Салима, тот предсказал императору, что небо ниспошлет ему трех сыновей. В августе 1569 года родился его первый сын Джехангир, а год спустя — второй сын. Возликовавший Акбар повелел начать в 1571 году строительство царского дворца и домов для знати. Так началось строительство города, в высшей точке которого, на вершине холма, расположились мечеть и обитель шейха, к востоку от них — дворцовый ансамбль, а ниже по склону — жилища горожан.
По свидетельству Монсеррата (который писал в 1580 году), Акбар был так воодушевлен, что «даже тесал наравне с мастеровыми камень» и «иногда брался за другую грязную работу». Даже если в этом свидетельстве и есть доля преувеличения, все же ясно, что Акбар принимал непосредственное участие в строительстве. В «Акбар-намэ» есть миниатюра, на которой изображен император, наблюдающий за ходом оживленного строительства.
Вот как описывает в «Айн-и-Акбари» (датируемой 1596 г.) основание и строительство города Абул Фазл: «Фатехпур был деревней, расположенной в 12 косах от Агры. После вступления Его Величества на трон она превратилась в первый по значению город государства. Здесь была возведена каменная крепость. Охранявшие ее ворота каменные слоны вызывали восхищение. Построено было и несколько домов для придворных. Царский дворец и дома вельмож находятся на вершине холма, но и его подножие густо усеяно разными постройками и садами. По приказу Его Величества на вершине холма были также построены мечеть, школа и дом молитвенных собраний, равные которым доводилось видеть немногим путешественникам. Неподалеку расположен и пруд, окружность которого 12 косов. На берегу пруда Его Величество велел соорудить просторную площадку, минарет и поле для игры в поло. Здесь же устраивали бои слонов.
В окрестностях города находятся каменоломни, где из красного песчаника можно вырубить колонны и плиты любого размера… Его Величество заботится о ковроткачестве и производстве тонких тканей, и многочисленные ремесленники здесь не скучают без дела».
Решение Акбара поселиться в Фатехпур-Сикри и отсюда править страной привело к тому, что город и его население стали быстро расти. Перевод значительной части царских служб из Агры в Фатехпур-Сикри означал необходимость переселения огромной армии людей, которые должны были в них трудиться, то есть целого легиона надсмотрщиков, рабов, солдат, охранников. А ведь службы у знати были точной, только уменьшенной копией царских служб. Всех, кто прибыл в город, надо было накормить и одеть. Кто-то должен был удовлетворять и все прихоти вельмож. Так возник целый класс разносчиков товара, лавочников, торговцев, купцов, мастеровых.
Майкл Брэнд в статье, посвященной художественным традициям Фатехпур-Сикри, пишет, что художественным промыслам (живописи, рисованию, изготовлению печатей, тканей, одежды) уделялось не меньше внимания, чем пополнению провианта. По его мнению, художественные мастерские наряду с армией в наибольшей степени обеспечивали горожан работой. При этом он ссылался на источник того времени: «По соседству и вокруг величественного здания (дворца Акбара) были сооружены мастерские, обеспечивавшие всем необходимым царский двор». В 1576 году Акбар приказал «построить вдоль дороги, ведущей от царского дворца к городским воротам на Агру, красивые лавки из красного песчаника, гипса и известняка, а рядом с дворцом устроить торговую площадь с богатыми магазинами». К 1579 году город был почти построен. Уже к 1576 году был сооружен знаменитый Молитвенный дом (Ибадаткхана), где Акбар вел беседы с представителями различных религий.
По последним оценкам Ирфана Хабиба, строительство города вместе с устройством прудов и царских фонтанов обошлось в 2,5 млн. рупий. По его мнению, такие расходы не могли истощить царскую казну. Лишь за 1580 год личный годовой доход императора составил 15 млн. рупий. Историк считает, что именно относительная «дешевизна» этого огромного предприятия позволила Акбару оставить город, как ранее оставил он горячо любимую Агру.
В 1585 году, после двенадцати лет пребывания в Фатехпур-Сикри, Акбар покинул новую столицу, отправившись защищать северо-западные границы своего государства. Обосновавшись в Лахоре, он в течение тринадцати лет вел оттуда военные кампании. Он завоевал Кашмир, присоединил Кандагар и Синд. А в 1598 году вернулся из Лахора, но не в Фатехпур-Сикри, а в Агру. О причинах такого решения в источниках того времени почти не говорится, и историкам остается только гадать об этом. Бывшая ранее в ходу версия, в соответствии с которой считалось, что при строительстве города Акбар не подумал о том, как он будет снабжаться водой, ныне отвергнута учеными. Ведь система водостока и подачи воды (резервуары и пруды) была спланирована заранее и сооружалась одновременно с городом. К тому же этот цветущий город не смог бы просуществовать почти пятнадцать лет без воды. Одной из причин упадка — ею, однако, нельзя объяснить всеобщий «исход» — было то, что город задумывался как царская резиденция, и, как только двор покинул его, остальных жителей уже ничем нельзя было удержать. Этим Фатехпур-Сикри отличался от Дели и Агры, которые сами по себе являлись крупными торговыми и деловыми центрами.
Продолжение следует.
Автор: Парватхи Менон.