Архивы и история

архивы

Историк, создающий научный труд, биограф, избравший темой своего сочинения жизнь выдающегося человека, писатель, задумавший создать роман о времени, давно прошедшем, — всякий из них неминуемо обращается к архивам, всякий в заключение воздает благодарность. Но, с увлечением поглощая рассказы о «поисках и находках», сделанных в архивах, о смелых сопоставлениях и догадках, приоткрывающих завесу над исторической тайной, мы как- то забываем подумать даже: а что предшествовало тому моменту, когда ученый взял в руки папку с драгоценным документом, обещающим открытие? Кто положил его в эту папку, описал, включил в каталог, кто дал исследователю нить, ухватившись за которую, он смог найти нужный путь в архивном лабиринте?

В книге Мариэтты Чудаковой «Беседы об архивах», мы едва ли не впервые читаем описание жизни архива и труда архивиста, данное изнутри, — и поражаемся, как мало мы ценили ее истинный смысл и значение.

Для каждого из нас с понятием архив, архивные материалы связаны несколько различные ассоциации: один подумает, прежде всего, о документации учреждения, другой — о собрании личных бумаг. Современное определение звучит так: «приведенное в порядок собрание документов, образовавшееся в процессе деятельности организаций или отдельных лиц». И только архивист, приводящий эти самые собрания «в порядок», может на вопрос, что же такое архивы, предложить и такой ответ: «Это — груды тетрадок без начала и конца, сотни листочков с заметками, которые неизвестно куда относятся и при так называемом первичном разборе всякий раз заново вызывают у архивиста малодушную и отчаянную мысль о невозможности установить когда-либо их назначение и последовательность. Это сотни писем, многие из которых без конвертов и без дат, а вместо подписи в них одна буковка или домашнее, птичье какое-то имя, из которого нет никакого вероятия установить полное имя писавшей…»

Сколько же надо терпения, опыта, обширной и глубокой эрудиции, чтобы, в конце концов, листочки обрели нужную последовательность, а письма — даты и имена. М. Чудакова набрасывает портрет архивиста. Вглядимся же в него. «Архивная работа,— утверждает автор,— как, может быть, никакая другая, противостоит бытовому сознанию, всегда безмятежно уверенному, что сведения, которыми оно владеет,— исчерпывающи». Люди в своем бытовом поведении рассчитывают на легкое взаимопонимание, на то, что все, о чем говорит один, так же понимается другим.

В конце концов, именно старательному труду многих поколений архивистов мы обязаны множеством исторических знаний о нашем прошлом.

Автор: А. Латынина.