Золотая Reconquista
Conquista в переводе с испанского означает завоевание или пленение. Reconquista (соответственно) – освобождение. Пять веков золото пирамид сгинувших в вечности племен Центральной Америки искали алчные люди. Но и сегодня найдено далеко не все. Авантюристам, слава Богу, пути перекрыты, а вот шансы у истинных ценителей по сию пору сохраняются. Свободу золоту инков!
Испанцы, пятьсот лет назад отчаливавшие от родных берегов, распустив паруса своих галеонов, не искали за Атлантикой научных знаний. Искали они на другом конце света золото. И, должно быть, конкистадоры Эрнана Кортеса хоть и дивились на пирамиды, увиденные ими на Юкатане, были разочарованы, не найдя в их чреве сокровищ, ради которых они переплыли океан с изрядным риском для жизни.
Другому завоевателю Америки Фернандо Писарро повезло больше. В стране инков, называвшейся Тауантинсуйу, испанцы нашли вожделенное злато в изобилии. Чужих богов они не боялись. Аборигенов не щадили. И сакральный смысл инкских пирамид сводился для набожных католиков к их (пирамид) внутреннему содержанию. А содержание было богатым. Что совсем неудивительно…
Только в Куско, древнюю столицу инкской империи, по сообщениям испанских хронистов, ежегодно свозилось со всех концов Тауантинсуйу (переименованной для простоты в Перу) 200 тонн золота. Перуанские реки были полны им, а пирамиды в свою очередь – изделиями из него. Испанцев, впрочем, красота культовых предметов (как и величие культовых сооружений) мало занимала. Грабили, переплавляли и вывозили обратно в Европу на тех же галеонах.
Первыми жертвами золотой лихорадки стали две великие пирамиды Солнца и Луны. Они были построены еще до прихода инкских племен, загадочным народом носившими имя мочика. Любопытно, что инки святынь мочика кончиком пальца не тронули. Зато европейцы, разграбившие богатства и тех, и других, сегодня могут, легко добравшись до города Трухильо, полюбоваться величественными руинами ритуальных пирамид. Главный организатор ограбления пирамиды Солнца – испанец по имени Монтальва был по-своему инженерным гением. Он изменил течение реки Моче с помощью дамб и направил поток прямо на пирамиду. Вода размыла одну из стен и открыла Монтальве вход в древнее святилище. 800 тысяч дукатов – астрономическая сумма по тем временам – такова была стоимость клада, выуженного из пирамиды. Все сокровища, включая фигуру индейского жреца, выполненную из чистого золота в натуральную величину, были расплавлены в тигле и превращены в золотые слитки и монеты.
Мочика были очень трудолюбивы и столь же религиозны. Чередуя молитвы с ритуальным жеванием листьев коки, они понастроили в долине Моче и Непенья около 60 храмов-пирамид. Испанцы не могли нарадоваться на трудолюбие «дикарей» и щедрость их земель. В пирамиде Льомайоан конкистадоры вскрыли святилище, которое было битком набито золотыми мисками, браслетами, поясами и сосудами. На удочку их алчности попалась даже гигантская золотая рыба – последняя и самая драгоценная находка конкисты.
В XX веке из священных пирамид, или, как их называли инки, уак, были извлечены предметы, вид которых навсегда бы лишил покоя всех испанских конкистадоров, вместе взятых. Но справедливости ради следует признать, что почти наши современники из ушедшего 20-го века вели себя нисколько не лучше конкистадоров.
Полковник Ля Роса, нашедший в пирамидах 5 тысяч золотых бабочек, «столь легких, что могли порхать на ветру», золотого мальчика, отдыхающего в золотом же гамаке, и золотого дровосека, рубяшего золотые стволы мескитового золотого дерева, недолго думая, переплавил всю компанию золотых насекомых, людей и растений в прямоугольные бруски.
…Тут следует сделать примечание. Коренные жители никогда не превращали золото в фетиш. Поэтому совсем неудивительно, что пятеро братьев из Батан Гранде, нашедших в тридцатые годы 20-го века на своей земле пять священных уак, никак не могли пропить извлеченные из них сокровища. И лишь когда слух о том, что один из братьев явился на деревенский праздник облаченным в тунику, сотканную из бесчисленных золотых пластин, достиг ушей перуанских властей, попойку было решено пресечь. В Батан Гранде был срочно командирован добросовестный археолог Хулио Сесар Тельо. Благодаря ему национальные музеи Перу, и особенно Музей золота в Лиме, пополнились предметами, ставшими гордостью их коллекций: золотые лисьи головы, золотые змеи и совы, плащ верховного жреца, составленный из 1600 золотых колец, и длинные золотые перчатки.
Однако даже Тельо не удалось исчерпать это золотое месторождение до конца. В 1937 году немецкий археолог Брюнинг нашел здесь клад, один перечень предметов которого составил несколько страниц. Счастливо избежали тигля золотой паук, откладывающий жемчужные яйца, пояса с головой ягуара, ритуальный нож с бирюзовой инкрустацией и изображением человека-колибри. Они также нашли приют в Музее золота в Лиме.
Но не стоит думать, что все пирамиды уже опустошены. Безграничные просторы Тауантинсуйу хранят еще множество тайн. По преданию, спасая от грабителей Писарро богатства, жрецы Пачакамака, храма, располагавшегося на окраине современной Лимы, успели спрятать в близлежащей пустыне ни много ни мало, а 25 тонн золотых предметов. А грабителям досталась сущая безделица – 650 килограммов, которые жрецы не сдюжили унести с собой. Есть еще что поискать…
Автор: Карина Яновская.