Женщина в древнем Риме. Часть четвертая.
В 43 г. н.э. Октавиан и Антоний решили заключить триумвират, в который приняли как третьего сообщника, Лепида. Чтобы избежать общего убийства, во время которого разъяренные солдаты могли бы лишить жизни невинных, триумвиры сделали список проскрибционых («врагов народа») в который, прежде всего, внесли своих личных врагов: все внесенные в список были осуждены на смерть, их имущество конфисковали. Проскрипционые, чтобы спасти себе жизнь, частью бежали; прятались по рвах, каналах, чердаках под крышами, пещерах. Тогда можно было узнать преданность и самопожертвование женщин (или не узнать). Так жена какого-то Сентимия, желая выйти замуж за одного из приятелей Антония, постаралась внести в список имя своего мужа, и закрыла его в доме, пока не пришли палачи, и в тот же день вышла замуж за своего любовника.
Один молодой человек, Атилий, богатство которого привело к внесению его в проскрипционные списки, увидев, что все его покинули, ища защиты, прибежал к своей матери. Она закрыла перед ним дверь, как это сделали чужие. Ему не оставалось ничего другого, как бежать в горы и стать пастухом. Но долго он не мог выдержать на таком положении и позже добровольно отдался, в руки своих палачей. Один несчастный, по имени Салас (Саляссус) сначала сбежал в деревню, а потом ночью нашел возможность вернуться в Рим. Первым долгом считал оповестить об этом свою жену и указать место, где он скрывается. На второй день рано жена выдала его и появилась на месте его тайника во главе отряда, который должен был его казнить.
И наоборот, многие другие женщины обнаружили тогда присутствие духа и смелость. Антиян рассказывал нам, между прочим, о жене Лецилия. Лецилий собирался бежать из Рима, но его выдал раб, из-за чего его поймали и уже вели на казнь. Ему пришила мысль предложить солдатам сумму больше той, которую бы они получили, если бы его казнили. В тот момент, не имея с собой столько богатства, он послал солдат к жене с условным знаком. Та, не колеблясь, собрала все свои драгоценности и ценные украшения и передала солдатам, требуя от них только заверения, соблюдающее слово. Солдаты проявили себя честными бандитами. Они даже наняли корабль, на котором Лецилий переправился в Сицилию.
…«Женщина должна», писать через несколько веков Тертуллиан, «управлять домашним хозяйством, распоряжаться рабами, разделять шерсть служанкам, старательно беречь ключи от кладовой и присматривать за провизией. Римляне продолжали восхвалять на гробницах эти старинные добродетели и на них отражать веретено и ткальний станок, как лучший символ женских добродетелей. Она всегда будет вести дела, и в то же время будет смелой и готовой всем пожертвовать для своего мужа, как Павлина, перерезавшая себе вены, чтобы не пережить Сенеку, или Аррия, что заколов себя кинжалом, передала его Пету со словами “non dolet” (не болит).
В доказательство приведем отрывок из письма Плиния Младшего, которым закончим наш рассказ: «Недавно я ходил с одним моим старым приятелем по берегу Комского озера. Он показал мне виллу, в которой одна комната выходила на озеро. Отсюда, добавил он, одна женщина бросилась со своим мужем в воду. Я спросил о причине. Долгое время муж ее тяжело болел. Когда она убедилась, что вылечить болезнь невозможно, подговорила его положить конец страданиям и сократить себе жизнь и обещала вместе с ним лишить себя жизни. Она связала себя с ним веревкой и оба бросились в воду. Никто даже не знал, как ее зовут! ” Вот такая она, женщина древнего Рима.
Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.