Возрождение Афины Парфенос
Сперва были глиняные осколки. Лопаты археологов выбрасывали их в превеликом множестве. Это были части дарственных статуэток. Несколько столетий подряд жители древнего сирийского города Пальмиры приносили их в храм Афины. Толщина слоя — прямое тому свидетельство. Но почему все они в одном месте и что под ними? Прежде чем ответить на эти вопросы, скажем, что в Пальмире археологи работают уже 200 лет. Сохранила ли земля Пальмиры какие-либо следы античности после этих многочисленных экспедиций?
Польские археологи были оптимистами. Они знали и то, что античные сокровища грабили и разрушали орды воинственных кочевников, византийские «культуртрегеры», средневековые рыцари и турки. Однако город был большим и богатым. Стоял он на великом караванном пути от моря к берегам Евфрата. И среди его грандиозных руин есть еще места, где исторические напластования не перелистаны учеными.
Археологи выбрали развалины церкви близ военного лагеря римского Императора Диоклетиана. Церквушка привлекла их внимание тем, что в ее кладке были камни самых различных эпох. Верхняя часть руин — остатки храма арабской богини Аллат. Но ведь ее культ складывался под влиянием процветавшего здесь в античности культа Афины!
В Пальмире не один век почитали Афину, пока этот культ не был запрещен византийцами, а потом и совсем уничтожен ордами завоевателей. Небольшие дарственные статуэтки, лампадки и другие приношения Афине были разбиты вдребезги и сброшены в одну яму, близ бывшего храма.
Наконец, среди глиняных черепков показался мрамор. И вот перед торжествующими археологами вся скульптура. Впрочем, далеко не вся. Нет головы, нет рук, нет пьедестала. Богиня была выброшена на свалку со следами ударов тяжелого молота. Указ первых христианских царей о борьбе с «поганым язычеством» выполнен пунктуально. Но нет сомнений — перед археологами сама Афина, к тому же Афина Парфенос.
В V веке до нашей эры афинский скульптор Фидий изваял свою знаменитую двенадцатиметровую Афину Парфенос, одетую в золото и слоновую кость. Афина Фидия прославляла не столько богов Олимпа, сколько красоту, силу и мудрость человека.
Скульптура стала любимой для многих поколений греков. Ее мраморные копии вывозили в храмы новых городов. Одна из них попала и в Пальмиру. Афина Парфенос была изображена в виде величественной девы, в длинной одежде, в полном вооружении и в шлеме, высота ее превышала человеческий рост.
Копия сразу же была признана искусствоведами первоклассной и названа наиболее интересным археологическим открытием последних лет. Ведь до этой находки о самом шедевре Фидия, который был уничтожен, мы знали в общем-то очень мало. До наших дней дошли лишь восторженные свидетельства античных авторов, миниатюрные копии римского времени да золотые монеты с условным изображением прославленной скульптуры. Вот почему находка этой греческой копии в наши дни — подлинная сенсация, с которой можно поздравить польскую археологию.